Параллельный импорт автомобилей в России был введен в мае 2022 года — согласно постановлению правительства № 855. Изначально этот механизм предназначался для ввоза автомобилей тех брендов, которые покинули российский рынок.
Правила были скорректированы в октябре 2023 года, усложняя процесс ввоза автомобилей тех марок, которые официально присутствуют в России. В начале февраля 2024 года постановление правительства продлили до 31 декабря 2027 года.
Не всё параллельно!
Не стоит путать параллельный импорт автомобилей и нашумевший ввоз автомобилей через страны ЕАЭС (например, долгое время работала «киргизская» схема с заниженной таможенной стоимостью ввозимых автомобилей). Ввезти автомобиль без согласия правообладателя на основе заключения об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС) можно, но встает вопрос о таможенных пошлинах и утилизационном сборе.
Для примера можно взять дизельный внедорожник Toyota Land Cruiser 200 выпуска 2022 года, с пробегом 50 тысяч км. На немецком аукционе его можно купить, в пересчете, за 4 млн рублей. Сколько он будет стоить с учетом оплаты всех сборов по параллельному импорту?
После растаможки такая машина будет стоить 7 млн рублей. К тому нужно добавить стоимость доставки и услуги компании, которая вам этот автомобиль привезет. А это еще примерно миллион рублей. В итоге «крузак» встанет в 8 млн. Удвоение цены.
А подешевле?
Можно ли подешевле? Можно. Для того, чтобы не платить двойной ценник, возникла «киргизская» схема, а сейчас заканчивается последняя — «белорусская». Дело в том, что в Беларуси указом президента № 140 была введена льгота на растаможку автомобилей, ввозимых определенными категориями граждан для личного использования.
Это инвалиды I и II групп, многодетные родители, а также родители детей-инвалидов. Категории достаточно многочисленные, а льготы — существенные.
Давайте посмотрим, сколько надо будет заплатить, чтобы ввезти наш «крузак» на территорию Беларуси и растаможить там на инвалида. Ведь инвалид потом может продать вам этот автомобиль в рамках таможенного союза — имеет право!
Сколько нужно доплатить?
- Таможенная пошлина: 10 332 евро
- Утилизационный сбор: 544,5 белорусских рублей
- Таможенный сбор: 120 белорусских рублей
Суммарно это около 1 млн российских рублей. Добавим сюда 1 млн на логистику и услуги организации-посредника и получим конечную цену автомобиля — 6 млн рублей. Разница в 2 млн рублей по сравнению с растаможкой по параллельному импорту!
Прикроют?
«Белорусская» схема доживает последние дни. Соответствующие документы уже готовы к подписанию. И это, конечно, печальная новость для российских автомобилистов, которые хотят приобрести автомобиль за границей.
Потому что автомобиль, приобретенный по вполне доступной цене, после растаможки и уплаты всех сборов становится автоматически в два раза дороже без каких-либо вариантов.
Попытка сэкономить приводит в итоге покупателей к приобретению на иностранных аукционах битых автомобилей, «утопленников», которые существенно дешевле и их можно восстановить без серьезных затрат. Будут ли такие машины надежными и безопасными? Думаю, ответ вы знаете.
Петр Шкуматов