Битва на Курском

На этой неделе конфликт между водителями «Нового желтого такси» и частными извозчиками за стоянку возле Курского вокзала может перерасти в общегородскую войну «официалов» и «бомбил». Стычки с мордобоем возле Курского происходят чуть ли не ежедневно, а в субботу к репрессиям на «желтых таксистов» активно подключилась милиция, силой выставив с официальной стоянки одного из водителей. В ответ «желтые» пообещали собрать водителей нескольких таксопарков и захватить стоянку возле вокзала силой.

В отличие от большинства других таксомоторных фирм, в НЖТ мало радиофицированных машин, поэтому «желтые» зарабатывают основные деньги не по заказам, а собирая пассажиров по городу и на импровизированных стоянках возле оживленных мест. Выдерживая сравнительно не высокие для официальных такси расценки, водители НЖТ с трудом отбивают план и больше других испытывают демпинг от нелегальных частников. Поэтому их стремление пристроиться к самым «рыбным» местам – аэропортам, вокзалам, скоплениям магазинов и ресторанов – вполне объяснимо: здесь можно заполучить самого платежеспособного пассажира и не прожигать бензин в бесцельном катании по городу. Но здесь официальные таксисты встречают противодействие со стороны сложившейся еще с советских времен нелегальной системы стоянок. Частники, которые находятся под опекой мафиозных структур или милиции, допускают к себе только самых сговорчивых таксистов или своих бывших коллег, устроившихся на официальную работу, но готовых играть по старым правилам. Иногда официальное такси внешне мирно уживается с частниками. Как, например, в аэропорту «Домодедово», где по аэровокзалу бродят частники с бейджиками «Таxi», а на стоянке дежурят несколько машин в желтой раскраске со скучающими водителями. При этом цены частников иногда в три раза превышают прайс-листы таксомоторных фирм на стойках по краям вокзала. Но такие исключения случаются только под жестким контролем коммерческих служб безопасности, которые тоже не всегда в состоянии уследить за всеми углами аэропортового комплекса или вокзала. Легализоваться таксисту или фирме, по сути, позволяет лицензия на перевозку людей, для получения которой необходимо иметь договоры на обслуживание машин и медицинский контроль водителей. Система получения лицензий, так же как и их покупка через посреднические фирмы, отлажена, как часы, поэтому стать легальным может любой водитель при наличии желания и разумного количества денег. «После получения лицензии таксист может работать вполне легально и никому не подконтролен», – считает эксперт фонда «Институт экономики города» Алексей Родионов. Бомбилы, толкущиеся в аэропортах и вокзалах, в большинстве своем такими бумагами располагают. Например, после поднявшегося шума на Курском вокзале местные извозчики в течение двух недель сумели организоваться в фирму «Трансинвест» и теперь выступают как легальное предприятие.

Столичная мэрия уже около пяти лет пытается разработать городской закон о такси, который, по идее, должен помогать работать добросовестным фирмам с высоким уровнем обслуживания пассажиров. Рассмотрение последней редакции, правда, не закона, а только его концепции, намечено на 31 августа. Сам же закон обещают выпустить в начале 2005 года. Учитывая, что выдавать и отбирать лицензии могут только федеральные органы власти, основными положениями закона сделали дополнительную аккредитацию (добровольную) перевозчиков и устройство для них стоянок такси по всему городу, в первую очередь возле аэропортов и вокзалов, иными словами – в «рыбных местах». Впрочем, и аккредитация, и стоянки в городе уже действуют. Так, по данным столичного департамента транспорта и связи, стоянки работают у Ленинградского, Ярославского, Казанского вокзалов и возле городского аэровокзала. Возле Савеловского и Белорусского вокзалов они сейчас в стадии оформления. К концу прошлой недели собирались открыть и муниципальную стоянку такси у Курского вокзала. По данным департамента аккредитацию сейчас получили 3,5 тыс. машин. Однако в департаменте затруднились сообщить, как контролируется прохождение медосмотра и техническая исправность машин. Из опрошенных «Газетой.Ru» у московских вокзалов таксистов о городской аккредитации не слышал ни один. После объезда корреспондентами «Газеты.Ru» привокзальных стоянок выяснилось, что реально работает только стоянка на 14 мест у Ленинградского вокзала. В марте этого года здесь поставили будку диспетчера, шлагбаум и даже клумбы с цветами. Диспетчер Андрей Аронов встречает пассажиров, называет им примерную сумму проезда, провожает к машине и следит за порядком.

Стоянка на Ленинградском вокзале хоть и называется муниципальной, обслуживается только 7-м и 9-м таксомоторными парками. Но сюда пускают и трех водителей из «Нового желтого такси», исключительно потому, что у них «Волги» с кузовом универсал, а в таксопарках таких машин нет. Аронов утверждает, что частники здешним таксистам не докучают, и все пользующиеся стоянкой работают по разумным расценкам. «У нас единственная нормально функционирующая стоянка такси во всей Москве, – уверяет диспетчер Андрей Аронов. – На Павелецком вокзале, например, частники не дают работать, а на Ярославском примерно та же ситуация». Эксперт фонда «Институт экономики города» Алексей Родионов считает, что городскую аккредитацию необходимо сделать обязательной, то есть единственным возможным вариантом получать деньги с пассажиров. Иначе, считает эксперт, закон «О такси» будет регулировать деятельность только тех перевозчиков, которые и так играют по правилам, а механизмов воздействия на тех, кто соблюдать правила не хочет, хотя бы штрафов, закон не предусматривает. По мнению эксперта, федеральное законодательство должно отдать решение «таксомоторного вопроса» в ведение городу, чтобы мэрия могла проводить обязательную сертификацию и штрафовать за ее отсутствие. Впрочем, и эксперт Алексей Родионов, и таксисты на вокзалах относятся к готовящемуся закону скептически. Причем таксисты о законе не слышали, но уверены, что, даже если он будет принят, их работу он не облегчит, так как «все законы существуют только на бумаге». Еще больше их разуверили в добрых намерениях мэрии события последних недель на Курском вокзале. После первых стычек таксистов и частников на вокзале появились представители мэрии, которые в сопровождении руководства 7-го таксопарка разметили стоянку и определили место для диспетчерской. Водителям НЖТ заявили, что, несмотря на наличие лицензий, их присутствие на стоянке приветствоваться не будет. То же самое, но уже на практике, подтвердил субботний инцидент, когда сотрудники ДПС в сопровождении частников-завсегдатаев Курского грубо выставили одного из водителей НЖТ от въезда на уже огороженную стоянку. Причем во время стычки кто-то ударил таксиста сзади по голове. «Желтые таксисты» прекрасно понимают, что просто так им места никто не уступит. «Возможность работать в «рыбных местах» либо покупается за большие деньги или передается от отца к сыну, – говорят таксисты. – Если власти хотят иметь в городе нормальное такси, пусть просто уберут нелегалов-частников и не мешают работать нам. Тогда между официальными таксистами будет нормальная конкуренция, а от этого цены будут только снижаться. Но все должны стоять в одной очереди за клиентом, а не отгонять от «своего» места, на котором потом пассажиру будут объявляться заоблачные цены». Но, похоже, механизма обеспечения равенства для всех официальных таксистов в московском законе пока не предусматривается. Если же милиция и местные таксисты по-прежнему не будут подпускать желтые «Волги» к вокзалу, водители пообещали собраться несколькими таксопарками и взять Курский вокзал, точнее стоянку возле него, штурмом.