Отдых в свободном полете

На мой взгляд, люди, приехавшие отдохнуть в Крым, делятся на две категории. Первая, наиболее многочисленная – фанаты пляжа и купания, готовы ради своей страсти вытерпеть все на свете. Вторая менее экстремальна. Адовым мукам лежания под палящим солнцем эта категория людей предпочитает нормальную человеческую жизнь.

Заманивание курортников в свои жилища поставлено на профессиональную основу. В большинстве случаев люди, стоящие возле объявлений о сдаче квартир и домов, – специальные агенты, располагающие целым списком адресов, так что выбрать есть из чего. Сами же объявления появляются вдоль дорог задолго до въезда на окраины прибрежных селений. Вывести среднюю цену койко-места не берусь – на нее влияет множество факторов, начиная от расстояния до моря, уровня удобств, размера вселяемой компании и заканчивая месяцем года и материальным положением самих хозяев. Разброс цен велик, но главное – приготовиться торговаться и делать это смело: предложение превышает спрос. В принципе, при большом усердии и малой привередливости, в районе Коктебеля–Судака можно найти комнату долларов за 10 в день, но, на мой взгляд, закладывая стоимость жилья в отпускной бюджет, отсчет следует начинать от цифры в $20–30 – столько стоит сносная квартира. В более дорогих и престижных местах, например в районе Ялты сумма удваивается. В любом случае имеет смысл походить по нескольким адресам – представления хозяев и курортников о том, что такое хорошо и что такое плохо, нередко расходятся. Вот о чем не стоит беспокоиться, так это о еде: с ней проблем нет. Набережные плотно застроены всевозможными кафе и ресторанчиками, пища вкусная и свежая. Разница – в цене и качестве обслуживания, причем высокие цены вовсе не означают, что вам не нахамят и не заставят полчаса ждать заказанного блюда. Впрочем, идиллическую картину житья у моря сильно портят толпы очумелых от жары людей. Толчея на набережных и городских пляжах – примерно как на улице Горького в центре Москвы. Нам, к счастью, удалось избежать участи основной массы крымских курортников: жить мы остановились у своих друзей-москвичей, купивших пару лет назад дом в поселке, расположенном в 30 км от побережья. Кстати, всем едущим в Крым на автомобиле я настоятельно советую останавливаться не у моря, а чуть подальше – снять комнату можно практически везде, а плюсы такой жизни очевидны: относительно цен побережья дешевизна жилья и еды вполне компенсирует траты на бензин до пляжа. Например, наша компания из десяти человек тратила на продукты около 100 гривен в день (средний обменный курс $1 = 5,25 гривны), а полноценный обед с вином в ресторане городка, в котором мы жили, стоил порядка 40 гривен с человека. Кроме того, такая жизнь диктует совершенно иные правила, а наличие автомобиля позволяет не только выбирать безлюдные места для купания, но и понять, что Крым – это нечто гораздо большее, чем узкая полоска камней вдоль берега. Путем проб и ошибок удалось выработать оптимальный распорядок дня. Выезд на море – в районе 5-6 часов вечера (раньше – жарко и много народу), ближе к ночи – умные карточные игры с дегустацией спиртных напитков. Любителям сухих вин рекомендую покупать местное самодельное вино – продается повсюду возле моря. Магазинное, расфасованное в картонные коробки, тоже довольно вкусное, но явно имеет искусственные добавки в своем составе. Выбор водок обширен, и тут желательно проявлять даже излишнюю разборчивость: по рассказам местных жителей, «левака» здесь предостаточно. Лучше выбирать из известных в России марок и уж точно не экономить. Сами же местные предпочитают продукцию «Союзвиктан», мотивируя свою позицию малой вероятностью нарваться на подделку. С утра, до жары – график свободный. Дети уходили в лес или лазили по горам, взрослые занимались своими делами. Помимо походов на рынок и работ по дому можно, например, заняться здоровьем: кабинет и оборудование местного частного стоматолога ничуть не уступают московским, однако цены вдвое ниже. Впрочем, у меня был свой интерес: особенности автомобильной жизни в Крыму. И вот мои наблюдения. Транспорт Такого разнообразия марок и моделей, как в Крыму, я не видел давно. Сыновьям были показаны ГАЗ-51 и горбатый «Запорожец», который, кстати, заинтересовал их гораздо больше, чем промчавшийся по шоссе красный Porsche Carrera.

Где крымские водители берут запчасти к автомобильным раритетам – непонятно, но вся древняя техника довольно шустро передвигается по дорогам. На улицах много дряхлых «рафиков», старых «Москвичей» (41-е встречаются редко), и, конечно же, «Жигулей». Эти машины очень ценятся и угонщиками, и честными гражданами Крыма. Стоимость десятилетних «Жигулей» на вторичном рынке около $3 тыс. Да, кстати, на углу набережной в Судаке – тусовочное место мотоциклистов. Помимо неплохих европейских и японских моделей я заметил два весьма тщательно собранных самодельных трицикла. Дороги Конечно, все познается в сравнении. Крымские трассы – не самые худшие, по которым мне пришлось проехать за время путешествия, однако теперь, вернувшись в Москву, назвать хорошими я их не могу. Разъезжая по Крыму и вслушиваясь в усиливающийся грохот подвески, я только и делал, что мысленно подсчитывал, во что мне обойдется обновление ходовой. Сейчас же, на московских дорогах, автомобиль чудесным образом вновь стал бесшумным. Но крымские шоссе – не главное испытание для машины. Гораздо хуже второстепеные улочки внутри небольших поселков. Попадающиеся куски дорожного покрытия были уложены еще при царе Горохе, а их ремонт заключается, в редком случае, в закидывании в дыру плюхи асфальта, в основном же это просто присыпка гравия.

Езда по этим участкам на машине моих друзей – длинной и низкой Toyota Previa – превращалась в тест на мастерство вождения. Прибавьте к этому колодцы без люков (местное население их ворует и сдает в пункты приема металлолома) и полную темноту ночью – из-за дороговизны электричества улицы уже много лет не освещаются. топливо и запчасти Тревога, вызванная видом заправок без бензина при въезде в Крым, оказалась ложной. Южнее, в Симферополе, бензин был. Через несколько дней появился он и в районе Феодосии. Впрочем, на самом деле он и не кончался, прекращение «свободной продажи», как я уже писал, было вызвано какой-то непонятной забастовкой. Да и сама забастовка носила довольно мягкий характер, от «бастующих» продавцов бензина исправно отъезжали машины с заполненными баками. Цены на бензин на всех виденных мною заправках в Крыму одинаковы: 92-й – 2,8 гривны, 95-й – 2,9. Разнообразных компаний, торгующих бензином в Крыму, как и на прочей территории Украины, очень много, из знакомых логотипов попадались сине-белые «ТНК» и неясные двойники: тот же фон, тот же шрифт, только вместо «ТНК» – «ТНН». Или другой вариант – зеленый треугольничек с расположенным снизу зелеными буквами «ЮКОН». Качество бензина – стабильное, то, что с октановым числом что-то не так, я почувствовал лишь однажды, на обратном пути, после того как перед самой границей решил избавиться от ненужных гривен и свернул на маленькую заправку. Правда, и бензин там был несколько дешевле, чем везде. Выбор масел и технических жидкостей в магазинах заметно уступает московскому. Продукция здесь главным образом отечественная, то есть украинская. Местные хозяева иномарок утверждают, что проблем с запчастями к их автомобилям нет. Магазины, торгующие деталями к западной технике, мне не попадались, зато удалось побывать на одной из «разборок» Феодосии. «Ассортимент» был представлен десятком разномастных импортных автомобилей 15–20-летнего возраста и несколькими не менее древними «Жигулями». Говорят, что «разборки» в Симферополе намного богаче. Сервис Честно говоря, для меня поездка в Крым помимо отдыха имела еще и утилитарные цели. Кузов автомобиля, покрытый многочисленными царапинами, полученными за десять лет эксплуатации, требовал покраски. Дома, в Москве, за эту работу умельцы из ближайшего гаража запросили около $600. Естественно, соблазн покрасить машину в Крыму, где, как я знал, все дешевле, был очень велик.

Однако отдать автомобиль в ремонт удалось не сразу: как выяснилось, я не один такой умный, и в первой кузовной мастерской, куда я обратился, уже стоял автомобиль с российскими номерами. Во втором гараже не подошла цена – увидев иномарку, да еще и из Москвы, маляр запросил $500. В конце концов нужное место было найдено, и через четыре дня в обмен на $300 я получил назад сверкающую лаком машину. Качество работы – вполне на уровне, придраться можно разве что к крохотному потеку лака на торце двери и одной недовыведенной вмятине. Но самое удивительное – полное отсутствие следов пыли в краске, тем более, если учесть, что сама «малярная мастерская» представляла собой угол двора с навесом. Официальных больших автосервисов здесь очень мало. В один из таких пришлось заехать для ремонта поврежденного крымскими дорогами колеса. Слесари работают быстро и грамотно, чувствуется, что люди дорожат своим рабочим местом. Прокатка диска на станке – 20 гривен, снять-поставить покрышку – еще 4. На придорожных мойках был дважды, оба раза остался недоволен качеством: в Москве моют и быстрее, и чище. Местные нравы За почти двухнедельное пребывание в Крыму я так и не стал ощущать себя «своим» на дорогах. Особенности вождения крымских аборигенов заставляют вносить коррективы в собственное поведение за рулем. Например, крутя руль на узких и крутых серпантинах горных дорог с видимостью вперед метров на 50, не следует забывать поглядывать в зеркало заднего вида. Нет никаких гарантий, что висящая на хвосте ржавая «копейка» неожиданно не кинется на обгон. А нагнав этого камикадзе где-нибудь на прямом участке,

не стоит рассчитывать, что вам самому позволят обогнать. Для многих водителей, в особенности таксистов, это страшное оскорбление, и они скорее умрут, чем сдвинут собственную машину чуть ближе к правому краю дороги. Скорости движения по трассам Крыма достаточно велики, но выезжающих со второстепенных дорог на шоссе это мало волнует: смотреть налево как-то не очень принято, а вклинившаяся в поток машина обычно сразу занимает место по центру дорожной полосы. У водителей машин, развозящих сельхозпродукцию по многочисленным придорожным рынкам, своя, особая манера парковки: сначала – остановка посреди дороги, затем – изучение обочин на предмет места для стоянки. Пользоваться световыми приборами в Крыму (как, впрочем, и везде на юге) не любят. Фары включают только в полной темноте, а о том, что их надо иногда регулировать и менять перегоревшие лампочки, местные жители, похоже, не знают. Но зато как мастерски водители умеют выбирать нужную передачу перед подъемом в гору! Нет, мне, жителю Среднерусской возвышенности, этому не научиться никогда! Общение с милицией и страховка В книжном магазине удалось купить «Кодекс Украины об административных нарушениях» в редакции начала 2004 года, да еще и на русском языке (удачей это можно считать потому, что местные жители законов своей страны не знают, и тем более ими не интересуются). Оказалось, что по законам Украины за наиболее распространенные нарушения (превышение скорости более чем на 20 км/час, нарушение правил обгона и проезда перекрестков, несоблюдение требований дорожных знаков, разметки и сигналов светофора) на виновного налагается штраф в размере до одного «необлагаемого налогом минимума доходов» (ННМД). Пока он равен 17 гривнам, но говорят, его вот-вот поменяют. «Права» же изымаются в случае, если эти нарушения повлекли создание аварийной обстановки. Сюда, кстати, относится и ситуация, когда водитель не пропускает человека, переходящего дорогу по переходу, тем самым вынуждая пешехода «резко изменить скорость», попросту говоря, остановиться. Причем за этим нарушением в крымских городах следят! Еще дорожные милиционеры имеют право отобрать «корочку», если водитель не выполнил требование об остановке, покинул место ДТП, по собственной вине попал в аварию с повреждением чужого автомобиля или имущества, нарушил правила проезда железнодорожных переездов или был пьян за рулем. Все санкции налагает суд, инспектор только составляет протокол. Дело рассматривается в 15-дневный срок – либо по месту жительства, либо по месту нарушения. Контроль за уплатой штрафов очень строг.

Знакомый рассказал, как к нему, потерявшему постановление об оплате штрафа в 8,5 гривен, в один прекрасный день нагрянули судебные приставы и принялись описывать мебель. Крымчанин недоумевал, мне же мудрость украинских властей была понятна: при такой постановке дела штрафы платят все, и главное, в сознание людей внедряется мысль о том, что ответственность за нарушение правил неотвратима. Другое дело, что никто до квитанций дело не доводит – все «вопросы» решаются «на месте». Но вот что интересно: получается, что водители из других стран, и в частности из России, могут чувствовать себя на дорогах Украины абсолютно безнаказанными. «Права» инспектором не изымаются, штрафы, если и приходят, то на домашний адрес, в Россию. В компьютер, стоящий на территории паспортного контроля украинской границы, данные о нарушениях, подобно тому, как это бывает на границах европейских стран, тоже не поступают. Мои предположения подтвердил в приватной беседе один из местных автоинспекторов. По его словам, максимум, что он может сделать с российским нарушителем, – это лично сопроводить его в суд и проследить за последующей уплатой штрафа (впрочем, о такой процедуре в украинском кодексе нет ни строчки). Очевидно, именно на то, что большинству российских автопутешественников незнакомы слабые стороны местных законов, и рассчитывают многочисленные украинские «даишники», отлавливающие машины с российскими номерами на харьковско-крымской трассе.

Если вас все-таки прижали к стенке, имейте ввиду, что размер взятки автоинспектору в Крыму для местных жителей составляет 10–20 гривен, а откупиться за езду в нетрезвом состоянии стоит ненамного дешевле, чем в Москве: $100–200. Свою гражданскую ответственность местные автомобилисты страхуют. Наличие полиса проверяется при прохождении техосмотра. Но наказания за его отсутствие нет: штрафуют на 0,5–1 ННМД лишь за отсутствие талона ТО. Стоит страховка удивительно дешево, по словам одного из местных водителей, страхование собственной гражданской ответственности обходится ему немногим более $10 в год. Другой вопрос, имеет ли смысл поддаваться на уговоры страховых агентов, караулящих возле границы въезжающих на Украину российских автомобилистов? Когда я спросил у того же местного водилы, известны ли ему случаи, когда пострадавшим в ДТП выплачивалась компенсация, он посмотрел на меня с удивлением. В его широкой практике таких историй не было, а ОСАГО расценивается местными жителями исключительно как некий дополнительный налог. «Какие тут могут быть компенсации, если мы на аварии ментов по пять часов ждем!» – удивленно восклицал знакомый. В целом же, наиболее негативные ощущения от поездки в Крым были связаны, не знаю уж, со специальными или случайными отступлениями от правил и законов местными чиновниками, нашего незнания всех тонкостей и чувства полной незащищенности перед произволом. Простейший пример: вроде бы существует порядок, разрешающий въезд на Украину на автомобиле по доверенности только в том случае, если доверенность выдана родственниками первой очереди. И вроде бы существует и закон Украины, которому этот порядок противоречит. Можно ли гарантировать, что автовладелец с доверенностью от постороннего человека пересечет границу? И еще. Несмотря на то что от украинских чиновников случаются только неприятности, в их действиях прослеживается четкая субординация: всяческое начальство там боятся и уважают. Если есть возможность, вложите в пакет с документами какую-нибудь служебную бумажку, суть не важна, главное – печати и внушительный внешний вид. Если нет настоящей внушительной «ксивы», заготовьте заранее какую-нибудь многозначительную фразу. Хит этого сезона – вопрос, с которым обращался один встреченный нами московский автопутешественник к не в меру донимавшим его таможенникам и даишникам: «Так как, говорите, ваша фамилия?.. Я обязательно отражу это в своем рапорте...»