Новое поколение женских манекенов имеет еще большее сходство с людьми. Их рост составляет около 1,5 м, вес — 49 кг. В манекенах нового поколения на различных частях тела установлены многочисленные датчики с числом точек измерения до 150. Манекен точно воспроизводит женскую антропометрию с женской грудью и тазовыми костями.
Технологический центр безопасности транспортных средств Mercedes-Benz в Зиндельфингене ежегодно проводит до 900 краш-тестов и 1700 испытаний. В тестах принимают участие 120 манекенов в 21 различных версиях — от детей всех возрастов до манекенов обоих полов, а также — тяжелых манекенов мужского пола.
Тема женщин-манекенов в настоящее время является предметом многочисленных общественных дебатов. Ханна Пол, руководитель отдела тестирования манекенов в Mercedes-Benz, развенчала шесть наиболее распространенных мифов.
Миф 1: Автомобили не защищают женщин так же хорошо, как мужчин
Ханна Пол: Нет, это неправда. Вот два общих вывода из нашей базы данных о несчастных случаях.
В случае тяжелых или смертельных травм нет существенных различий между полами. Только в случае незначительных травм в отдельных ситуациях существуют определенные различия. Женщины более подвержены травмам в области ног и ступней, в то время как у мужчины чаще страдают голова и грудь.
Миф 2: Существует статистика, показывающая, что женщины менее защищены
Ханна Пол: И снова категорическое «нет». Цифры аварийности, приводимые в этой статистике, часто относятся к 1980-м годам. С тех пор многое изменилось с точки зрения пассивной безопасности транспортных средств. Пассажирские отсеки, даже в небольших транспортных средствах, стали намного более защищенными.
В то же время современные удерживающие системы в настоящее время используются во всех классах транспортных средств. Например, ограничители усилия ремня безопасности, которые ограничивают давление на грудную клетку, адаптируются к требованиям пассажиров с помощью определенной кривой усилия.
Однако есть еще один аспект из этих часто цитируемых исследований, который все еще применим сегодня. С точки зрения мировой статистики, женщины часто ездят на старых автомобилях меньшего размера. Это подтверждается исследованием, проведенным американской страховой организацией Insurance Institute for Highway Safety (IIHS). Но, как я уже упоминала, уровень безопасности значительно повысился во всех сегментах транспортных средств, в том числе и в небольших автомобилях. Это привело Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) к выводу, что различия в показателях смертности между мужчинами и женщинами значительно сократились, начиная с автомобилей 2000 модельного года.
Миф 3: В краш-тестах преимущественно используются манекены мужского пола
Ханна Пол: В краш-тестах мы уже более 20 лет используем манекены для лобового и бокового ударов женского пола. Но манекены — это не куклы-люди. Это приборы, которые измеряют физические силы и траектории. Их вес и размер получены на основе реальных человеческих данных. Женские манекены соответствуют анатомии и масштабируются в соответствии с ней. Однако — и это имеет решающее значение — силы, действующие на манекены во время краш-тестов, преобразуются в риск получения травм. Эти риски рассчитываются на основе данных о травмах как для мужчин, так и для женщин. Общие ограничения для манекенов женского пола ниже, чем для манекенов мужского пола, при одинаковом риске получения травм. Это означает, что манекены хорошо отражают риски получения травм с учетом уникальных анатомических особенностей мужчин и женщин.
Миф 4: Манекены для краш-тестов недостаточно разнообразны
Ханна Пол: В последние годы количество типов манекенов значительно увеличилось, отчасти из-за множества различных типов столкновений, которые тестируются. У Mercedes-Benz в общей сложности более 120 манекенов. Они бывают разных размеров и веса — от младенцев весом всего 3,5 кг, детей и подростков разного возраста до женщин и тяжелых манекенов.
Существуют также различные типы для лобовых, задних и боковых ударов. Какие манекены используются в каждом типе краш-теста, определено в спецификациях испытаний, изложенных в законах, рейтингах и конкретных вариантах нагрузки.
Манекены подробно регламентированы для обеспечения сопоставимости во всем мире. Регулируется даже их одежда. Технология изготовления манекенов в настоящее время претерпевает изменения. Усовершенствованный манекен THOR заменяет манекен Hybrid III, представленный в 1986 году.
Манекены THOR более биофиделичны, т.е. они более точно изображают человеческое тело и предлагают расширенные возможности измерения. Согласно нашим внутренним исследованиям, дальнейшее расширение типов манекенов не приведет к существенному повышению безопасности.
Миф 5: Беременные женщины менее защищены
Ханна Пол: Сравнение систем в недавнем исследовании ADAC показывает, что обычные ремни безопасности хорошо защищают как будущих матерей, так и их будущих детей в случае аварии. Согласно исследованию несчастных случаев, проведенному ADAC, беременные женщины подвергаются не большему риску, чем другие водители. При правильном использовании обычные трехточечные ремни безопасности защищают как беременных женщин, так и их будущих детей в случае аварии.
Миф 6: Симуляции скоро заменят физические краш-тесты
Ханна Пол: Пока что об этом рано говорить. Это правда, что расчет кинематики и деформации может значительно сократить количество тестов всего автомобиля и в то же время ускорить разработку. Однако существует несколько причин, по которым невозможно обойтись без краш-тестирования транспортных средств.
С одной стороны, краш-тесты необходимы для проверки симуляций, которые основаны на предположениях. С другой стороны, они требуются по закону или рейтингам. При комплексных тестах транспортных средств датчики могут использоваться для получения наилучшей картины развития аварии и поведения манекенов во время нее.
Моделирование пассажиров просто рассчитывает, как манекен будет вести себя в транспортном средстве. Mercedes-Benz также работает над так называемыми моделями человеческого тела (HBM), которые предназначены для представления анатомии человека — костей, мышц и органов — в еще больших деталях. Это позволяет исследователям оценить фактический тип травмы, от которой, вероятно, пострадает определенная часть тела, а не просто рассчитать вероятность тяжести травмы.