Каким моделям станет сложнее попасть на российский рынок

С февраля у российских автодилеров может стать меньше премиальных китайских электрокаров. Это связано с тем, что со следующего месяца в указ Минпромторга будут внесены новые правила ввоза для электромобилей и гибридов, поясняют собеседники «Ъ FM».

Их нужно будет сертифицировать только по действующему техническому регламенту, а этим, как правило, занимаются сами производители. При этом почти все электромобили китайских брендов представлены в стране неофициально. В то же время Минпромторг заявил, что продлит упрощенный порядок оформления машин по параллельному импорту. Однако этот механизм не так востребован у бизнеса, так как позволяет поставлять в страну только машины ушедших из России брендов. Тему продолжит Владислав Викторов.

Иван Водопьянов, Коммерсантъ  Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ
Источник: Иван Водопьянов, Коммерсантъ Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Вопрос продления указа № 855 Минпромторга был главной интригой конца прошлого года в автосфере. Без него параллельный импорт буквально мог бы остановиться, поскольку документ предполагает упрощенную схему сертификации иномарок ушедших из страны брендов, то есть без необходимых одобрений со стороны производителей. Всю документацию выдает теперь госпредприятие НАМИ.

После драматической паузы Минпромторг сообщил, что действие указа должны продлить до конца 2027 года. Но в ведомстве отдельно напомнили, что это касается только ушедших брендов. Их перечень прописан в отдельным документе, где фигурируют Mercedes-Benz, BMW, Kia, Hyundai и не только.

А те компании, что продолжают работу, с октября 2023-го должны оформляться по стандартному техрегламенту и получать одобрение типа транспортного средства. Но кардинально продление упрощенки мало что изменит, заметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «В реальной жизни эта схема используется нечасто. Потому что тогда необходимо будет машину растаможить в Российской Федерации, а большая часть завозится через Киргизию, Казахстан и Армению с занижением таможенных пошлин.

Массовым этот механизм был, когда через него автомобили завозили китайские бренды. Сейчас их принуждают оформлять сертификацию транспортного средства. Это обойдется не менее чем в 60 млн руб., а так они платили 9,8 тыс. руб. за одну бумагу».

Таким образом упрощенная схема больше подходит физическим лицам, которые завозят машины для личного пользования, говорят эксперты. Но и здесь есть вопросы, потому что лишь единицы занимаются покупкой машин за рубежом самостоятельно, а большинство привлекают посредников. При этом из-за неоднозначных формулировок до сих пор непонятно, смогут ли они и дальше применять упрощенный механизм и экономить на пошлинах, пояснил руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев:

«В конце прошлого года Росстандарт опубликовал разъяснение, что если машина ввозится не для собственных нужд, то упрощенная схема не действует. Никто не понимает: это просто пожелание Росстандарта или реальность? Ведь даже когда автомобиль везется для частного лица, то все равно это делается профессионалами. Если же иномарка едет в Россию для перепродажи, то нужно все оформлять по полной программе».

Еще одна особенность касается китайских электромобилей и гибридов. С февраля 2024-го на машины брендов, которые продолжают работу с Россией, тоже придется оформлять одобрение типа транспортного средства. Однако большая часть таких электрокаров официально никогда не завозилась в страну. Поэтому формально их можно было бы пускать по упрощенной схеме, но для этого они должны числиться в списках Минпромторга, а там их нет. Поэтому не будет их и в салонах, не исключает автоэксперт Вячеслав Жигалов:

«Сертификация — это долго и дорого, и она доступна только производителям, когда речь идет о больших поставках. Сейчас отдельными партиями ввозить, конечно, никто ничего не будет.

Параллельный импорт сохраняется только для брендов из недружественных стран, ушедших с российского рынка. Китайцев никогда в этом списке не было».

Формально шанс на то, что китайские производители электромобилей официально зайдут на рынок, есть. На то и расчет Минпромторга, который хочет побудить остальные компании еще и запускать свое производство внутри страны. Впрочем, пока, признают собеседники «Ъ FM», не очень заметно, чтобы они рвались играть по правилам российских властей. Другие рынки для них, очевидно, все еще гораздо привлекательнее.