Закат muscle-каров: американские легенды, какими вы их не знали

Четыре цилиндра вместо V8, двухдверные Mitsubishi с шильдиками Dodge и другие последствия топливного кризиса 1970-х
Сергей Хлопунов
chevrolet chevelle
Источник: Chevrolet

Сегодня в американской автомобильной культуре не принято вспоминать о тяжелых временах, когда «Большая Тройка» из Детройта стремительно сдавала позиции на рынке, а покупатели начали засматриваться на машины из Европы и Японии. Однако в 1960-х все было иначе: семилитровые моторы, длинные капоты и дешевый бензин сформировали эпоху расцвета в автоиндустрии США.

Buick
Источник: Buick

Именно тогда свет увидели модели, имена которых впоследствии стали легендами. Muscle-кары были повсюду — они были недорогими, быстрыми и простыми в обслуживании. Но их время быстро прошло: в начале 1970-х новые экологические нормы начали «душить» огромные V8, затем наступил топливный кризис, цены на бензин взлетели… Стоит ли удивляться тому, что продажи гигантских неэкономичных автомобилей поползли вниз? Автоконцерны пошли на ответные меры: пока одни попросту снимали с производства потерявшие популярность модели, другие пытались подстроиться под новые рыночные условия посредством выпуска новых, пускай и маломощных, зато более экономичных машин.

Dodge Charger

Charger 1968 года выпуска
Charger 1968 года выпускаИсточник: Dodge

Вышедший на рынок в 1966 году Charger поначалу был не столь популярен, как ожидалось, однако к концу десятилетия с выходом второго поколения автомобиль завоевал любовь покупателей. Тем не менее, к середине 1970-х гигантские 7.2-литровые двигатели оказались никому не нужны, моторная гамма сократилась, а тяжеленный Charger длиной пять с половиной метров в итоге стали позиционировать как personal luxury coupe.

Charger 1987 года выпуска
Charger 1987 года выпускаИсточник: Dodge

К 1978 году продажи упали ниже некуда — было продано менее 3000 машин, после чего модель сняли с производства. Однако через несколько лет легендарное имя вернулось. Но теперь — в виде компактного хэтчбека с передним приводом. Новый Dodge Charger выпускали с 1981 по 1987 год исключительно с рядными четверками: базовыми 1.6-литровыми двигателями от Volkswagen и Peugeot, а также опциональным 2.2-литровым турбомотором. Была даже спортивная версия (на фото выше), к созданию которой приложил руку сам Кэрролл Шелби!

Ford Mustang

Mustang 1969 года выпуска
Mustang 1969 года выпускаИсточник: Ford

Первое поколение знаменитого «пони-кара» расходилось миллионными тиражами — Ford Mustang взорвал рынок, появившись в середине 1964 модельного года. Ежегодные обновления модели привели к тому, что первоначально компактный автомобиль стал просто огромным. По этой причине Mustang II, увидевший свет в 1974 году, казался крохотным по сравнению с динозаврами последних лет выпуска первого поколения.

Mustang 1978 года выпуска
Mustang 1978 года выпускаИсточник: Ford

Новому дизайну с использованием деталей от более дешевого Pinto были рады далеко не все, но, тем не менее, заметное уменьшение в размерах и появление в гамме рядной четверки позволило модели остаться на плаву в тяжелых экономических условиях. На этом жизнь «пони-кара» не закончилась — он продержался на конвейере пять лет, а в 1979-м Ford выпустил следующее, третье поколение Mustang, которое помогло сохранить автомобиль до наших дней.

Chevrolet Nova

Nova 1970 года выпуска
Nova 1970 года выпускаИсточник: Chevrolet

Помимо Camaro (который, в отличие от «Мустанга», пережил семидесятые в одном кузове), в линейке Chevrolet была еще одна важная модель — Nova. Недорогой компактный семейный автомобиль выпускали с начала 1960-х в виде седана, универсала и купе, но, по мере появления все более мощных машин у конкурентов, к концу десятилетия Nova стала билетом в мир muscle-каров — будучи легкой и недорогой она начала пользоваться большой популярностью в драг-рейсинге.

Nova 1986 года выпуска
Nova 1986 года выпускаИсточник: Chevrolet

Третье поколение Nova сегодня считается культовым, и на то есть причины — в маленький «Шеви» устанавливали V8 объемом вплоть до 6,6 литров! Однако в середине 1970-х состоялась смена поколения, новая модель вернулась к первоначальному имиджу спокойной семейной машины и в 1979 году покинула рынок. В 1985 году концерн General Motors представил Chevrolet Nova пятого поколения, но уже в виде перелицованной «Тойоты» с передним приводом и 1,6-литровым мотором. Автомобиль продержался на конвейере до 1988-го, так и не получив наследника.

Dodge Challenger

Challenger 1970 года выпуска
Challenger 1970 года выпускаИсточник: Dodge

Легендарный Challenger появился в 1970 году, всего за год до начала ужесточения экологических требований. Хотя он успел оставить большой вклад не только в истории марки Dodge, но и в истории автомобильного кино — белый Challenger с 7,2-литровым V8 стал главным героем в фильме «Исчезающая точка». 1974-й модельный год стал последним для классического Challenger — за четыре года продажи упали аж в семь раз, поэтому с преемником в компании решили не рисковать.

Challenger 1978 года выпуска
Challenger 1978 года выпускаИсточник: Dodge

Как бы то ни было, в 1978 году на рынок вышло второе поколение, которое, правда, имело мало общего с предыдущим. Под именем Challenger на американском рынке с тех пор продавали японское купе Mitsubishi Galant Lambda с шильдиками Dodge. Новый автомобиль оснащали безальтернативными рядными четверками вплоть до прекращения выпуска в 1983 году. Dodge Challenger второго поколения так и не снискал славы своего предшественника — имя модели было забыто на долгие 25 лет до его перезапуска в 2008-м.

Pontiac GTO

GTO 1964 года выпуска
GTO 1964 года выпускаИсточник: Pontiac

Одно из самых громких имен шестидесятых появилось в 1964 году и первое время представляло собой лишь спецверсию модели LeMans. Тем не менее, большой успех спортивного «Понтиака» повлек за собой появление аналогичных версий у моделей других марок, что привело к широкому распространению muscle-каров во второй половине десятилетия. GTO, выделенный спустя пару лет в отдельную модель, считался одной из самых быстрых машин того времени. В 1968-м было представлено следующее поколение: новый Pontiac GTO начали предлагать с 7,5-литровым (!) V8 вплоть до 1972-го, когда резко потерявший популярность автомобиль было решено снять с производства — в последний год жизни модели было продано менее шести тысяч экземпляров.

GTO 1974 года выпуска
GTO 1974 года выпускаИсточник: Pontiac

Отныне имя GTO снова начало представлять собой пакет опций: в 1973 году к тому же LeMans, а в 1974-м — к компактному Pontiac Ventura. К счастью, на этом в General Motors решили остановиться, и шильдик GTO не стал украшать багажник переднеприводного «японца» восьмидесятых — такого поклонники марки наверняка не пережили бы.