Минприроды предложило в виде эксперимента обязать импортеров шин для легковых автомобилей и упаковки из комбинированных материалов оплачивать экологический сбор авансом, еще до выпуска товара в оборот, сообщили «Ведомости» со ссылкой на проект постановления и сопроводительное письмо ведомства.
Из них следует, что эксперимент продлится с 1 июня 2024 года по 31 декабря 2026-го.
Сейчас производители и импортеры платят экосбор ретроспективно: в 2024 году, к примеру, будут вноситься платежи за переработку товаров, проданных в 2023-м. Минприроды предлагает разрешить им представлять в систему учета отходов уведомление о самостоятельной утилизации товаров, лишившихся потребительских свойств, с приложением банковской гарантии, покрывающей размер сбора. Также они смогут заключить договор поручительства по уплате сбора с аккредитованной организацией, которая занимается переработкой.
С 1 января 2024 года изготовитель или импортер должен утилизировать 30% от массового объема производства или импорта соответствующих товаров, напомнил исполнительный директор ассоциации «Экошинсоюз» Сергей Подойников. Для этого у них есть три варианта: заплатить государству по 7109 рублей за тонну утилизируемого товара, построить собственные мощности по переработке или заказать ее в профильной организации.
В случае запуска эксперимента обязательства возникнут лишь для импортеров, которые используют серые схемы и уходят от уплаты экосбора, отметил представитель Росприроднадзора. Эксперимент, возможно, повысит собираемость экосбора, предположил представитель Минпромторга.
Гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев сообщил, что объем образования отходов шин в 2023 году достиг 870 000 т. Он отметил, что для утилизации 30% из них, как того требует действующий норматив, мощностей в стране достаточно.