Из всех реализованных автомобилей в 2023 году только 8% пришлось на те, что были ввезены по схеме параллельного импорта. Несмотря на снижение показателей, российское правительство приняло решение продлить действие механизма на 2024 год. Как это изменит автомобильный рынок и что будет с ценами на машины — в материале aif.ru.
Выгодно всем
«Потребители в России должны иметь возможность приобретать те автомобили, которые они хотят. Система параллельного импорта это обеспечивает. В то же время механизм очень гибкий, в случае поставок автомобилей официальным путём, альтернативный импорт для этих моделей отменяется. Это дает возможность производителям, которые хотят легально работать на российском рынке, повышать доход для своих акционеров, увеличивать продажи через официальные дилерские цепочки, расширять клиентскую базу за счёт качественного сервиса», — объясняет доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков.
При этом механизм будет подвержен корректировкам: ожидается постепенное уменьшение перечня производителей автомобилей. Параллельный импорт — это теперь наша данность, от которой никуда не уйти, считает автоэксперт и автоблогер Сергей Логинов.
«Даже если бы его не продлили, он продолжал бы существовать, просто неофициально. Сама идея заключалась в ввозе марок, которые не поставляются на российский рынок без разрешения вендора. Но получилось, что начали поставлять и те автомобили, которые разрешены, потому что это выгоднее. Стоимость машин, завезенных через третьи страны, ниже, чем у официального дилера», — объясняет эксперт.
В отрасли отмечают, что мера затронет только китайские авто, поскольку корейские, японские и европейские бренды наш рынок уже покинули. Такой способ поставок будет ограничен для брендов, которые не покинули российский рынок и продолжают импортировать машины официально. Марки, покинувшие Россию, можно будет поставлять по каналам параллельного импорта как минимум до 1 февраля 2024 года. По мнению участников рынка, под угрозой могут оказаться параллельные поставки таких машин как Voyah Free, Hongqi E-HS9 или Geely Monjaro.
Проблемы Казахстана
В Казахстане введен запрет на ввоз праворульных автомобилей. Эта мера направлена на пресечение нелегальных каналов ввоза транспортных средств в страну. Учитывая, что многие автомобили попадают в РФ через Казахстан, возникает вопрос: повлияет ли это на российского покупателя? По мнению автоэксперта Сергея Логинова, изменения правил импорта в Казахстане никак не отразятся на российском рынке.
«Ввоз китайских автомобилей проходит через Владивосток, а не Казахстан. Ограничения есть только по литражу — до 2 литров. Все остальные ограничения, связанные с Казахстаном, нас не коснутся. Если и будут иметь место такие случаи, то только единичные, и общую картину они не изменят», — объясняет эксперт.
Прогноз цен
Цены на автомобили в России будут снижаться, считает экономист Максим Чирков. «В настоящее время они действительно серьёзно завышены. Понижению будет способствовать приспособление автомобильного рынка к новым условиям. Об этом говорит уменьшение ввоза автомобилей по программам параллельно импорта. Также происходит запуск новых производств России, например, 9 января стартовало производство на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге. Снижению стоимости авто также будет способствовать и укрепление курса российского рубля, который в настоящее время является заниженным», — объясняет эксперт.
По данным агентства «Автостат», в ноябре 2023 года из всех реализованных автомобилей лишь 8% пришлось на те, что были ввезены альтернативным путем. Для сравнения: в октябре они занимали 11%. Даже год назад, в ноябре 2022, доля была выше (9%). С одной стороны, параллельный импорт — хорошее решение для россиян, не желающих отказываться от европейских марок машин, с другой стороны — большие риски. Ранее aif.ru писал о том, что можно купить не только автомобиль, но и много проблем вместе с ним.
Виктория Кутузова