От Москвы до Питера на гибриде — можно ли доехать без дозаправки

Мы взяли гибридный кроссовер AITO M7 и решили проверить в реальности заявленный запас хода в 1100 км. Можно ли на нем доехать из одной столицы в другую без дозаправки?
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

С открытием трассы М-11 время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга (или наоборот) значительно сократилось — особенно, если ехать летом, когда на большей части магистрали действует ограничение скорости 130 км/ч. Но только не в случае с электромобилями! В памяти до сих пор свежи впечатления 2019 года, когда на кроссовере Jaguar I-Pace мы ехали больше 12 часов.

А как обстоят дела с зарядными станциями сейчас? И что, если вместо «электрички», где нет подстраховки в виде двигателя внутреннего сгорания, выбрать гибридный кроссовер? Например, AITO M7, в характеристиках которого указан впечатляющий запас хода 1100 км! В преддверии новогодних каникул, на которые многие ездят в Санкт-Петербург, мы решили проверить, насколько комфортно будет туда добираться в машине с розеткой на борту.

Перед стартом

Подробный тест-драйв кроссовера AITO M7 (эта марка — автомобильное подразделение телекоммуникационного гиганта Huawei) мы опубликуем отдельно. Все, что нужно знать применительно к проверке заявленных характеристик — это два электродвигателя суммарной мощностью 449 л.с., батарея CATL на 40 киловатт-часов и полуторалитровый турбомотор, который, в основном, должен ее подзаряжать. На бумаге все выглядит и впрямь неплохо и кажется, что AITO M7 — прирожденный покоритель магистралей. А как на самом деле?

Первый неприятный сюрприз — это зима. По логике даже от бесплатной городской зарядной станции переменного тока мощностью 22 кВт аккумулятор на 40 кВт∙ч должен заряжаться за пару часов. Но, пока батарея холодная (на улице было около минус 10 градусов), она очень неохотно принимает заряд.

Для того, чтобы пользоваться бесплатными городскими зарядками в Москве, нужно установить приложение «Транспорт» и зарегистрироваться в нем. На карте высвечиваются станции с типами разъемов, за 15 минут до прибытия можно забронировать необходимую розетку
Для того, чтобы пользоваться бесплатными городскими зарядками в Москве, нужно установить приложение «Транспорт» и зарегистрироваться в нем. На карте высвечиваются станции с типами разъемов, за 15 минут до прибытия можно забронировать необходимую розеткуИсточник: Авто Mail

Поэтому даже стандартной пятичасовой сессии (после этого нужно отключать электромобиль и начинать все заново в приложении «Транспорт») хватило лишь до пополнения заряда до 87%. К слову, рост популярности «электричек» за последний год привел к тому, что в вечернее время все шесть ближайших зарядных станций в микрорайоне оказались заняты! А заранее забронировать розетку можно лишь за 15 минут до прибытия.

Второй сюрприз — запас хода в характеристиках указан по чересчур оптимистичному циклу WLTC. Перед выездом бортовой компьютер «рисовал» 941 км, а расчетные цифры показали, что полного бака и 87% заряда хватит на 673 км. Разница почти в полтора раза! И аккумулятор у AITO M7 «тает» буквально на глазах — немало энергии уходит на прогрев огромного семиместного салона, к моменту выезда на трассу М-11 в батарее осталось уже 72%. 

У AITO M7 есть коннекторы типов GB/T AC (аналог Type 2 Mennekes) переменного тока (медленная зарядка) и GB/T DC постоянного тока (быстрая зарядка). Но пока в России не так много зарядных станций с разъемами GB/T DC – и все они платные
У AITO M7 есть коннекторы типов GB/T AC (аналог Type 2 Mennekes) переменного тока (медленная зарядка) и GB/T DC постоянного тока (быстрая зарядка). Но пока в России не так много зарядных станций с разъемами GB/T DC – и все они платныеИсточник: Авто Mail

Кстати, сразу две зарядных станции есть в нескольких километрах от МКАД, причем с разъемами для быстрой зарядки мощностью 60 кВт (CHAeMO и CCS Combo 2), но у AITO этих коннекторов нет, а стоять минимум 2 часа на трассе не имеет никакого смысла. Такие же розетки компании «Россети» есть и ближе к Твери. И, к сожалению, совместить процесс восполнения запаса хода с приемом пищи там не получится — расположены они на обычных стоянках для отдыха.

Буквально вчера открыли первый участок скоростного обхода Твери, но он пока больше предназначен для транспортных потоков в сторону Ярославля, а вот на «старой» дороге зарядных станций — раз, два и обчелся. Рассчитывать можно разве что на заправку Teboil, где также есть мощные розетки постоянного тока, а цена киловатт-часа ниже, чем в «Россетях» — 15 рублей вместо 19. Нетрудно подсчитать, что даже небольшая батарея AITO облегчит кошелек на 600−760 рублей. Многовато за сотню километров, на которые ее хватает при скорости движения 110 км/ч.

Что будет, если у гибрида сядет батарея?

К сожалению, у AITO M7 нельзя выбрать минимальный уровень заряда, при котором включается бензиновый мотор для его восполнения. Есть только три сценария: автоматический, приоритет движения на ДВС и приоритет на электротяге. А уровень потребления энергии остается приемлемым только на скоростях до 110 км/ч, после чего резко возрастает — крупному кроссоверу тяжело рассекать воздух, несмотря на все аэродинамические ухищрения вроде оптимизированной формы кузова, специального дизайна колесных дисков и выдвижных дверных ручек. Разница с расходом электричества на 150 км/ч — двукратная!

В результате ДВС включается только тогда, когда уровень заряда падает ниже 20%. Но надо отдать должное — AITO M7 сохраняет нормальную динамику вплоть до 10% остатка! И лишь при 5% батарея капитулирует, а большой кроссовер превращается в «Весту» с мотором 1.6, у которой максимальная скорость зависит от рельефа местности — мощность силовой установки падает радикальным образом, чтобы как можно быстрее подзарядиться от ДВС.

Зарядная станция
Зарядная станция
Зарядная станция
К сожалению, для каждой из сетей зарядных станций нужно ставить отдельное приложение – будь то «Россети», Sitronics Electro или другие. Для поиска зарядок по пути я использовал приложение 2Chargers – там отображаются на карте не только крупные «сетевики»

Так, с «пляшущим» около 20% уровнем заряда батареи я и добрался до Санкт-Петербурга, поэтому средний расход электричества составил всего 6 кВт∙ч/100 км, а вот бензина AITO M7 расходовал 9,7 л/100 км. Время в пути — 7 часов 16 минут на 670 км от МКАД до последней по пути заправки, куда я докатился с минимальным уровнем топлива.

Поэтому добраться на одном баке и с заряженной на ¾ батареей до Северной столицы вполне реально, но всю дорогу придется ехать со скоростью 110 км/ч, что, конечно, довольно странно за рулем мощного и комфортабельного кроссовера. Впрочем, круиз-контроль в AITO M7 работает только до 130 км/ч, так что большого выигрыша с учетом лишней дозаправки все равно не получится — не давить же самому на педаль все те «безостановочные» 480 км от Твери до Санкт-Петербурга.

А если по бесплатной трассе?

Логично, что при такой средней скорости возникает вопрос, зачем переплачивать около 4 тысяч рублей за платную магистраль. Поэтому в обратную сторону я поехал по трассе М-10, чтобы посмотреть, как обстоят дела с зарядками. А они там тоже есть. Еще на выезде из Санкт-Петербурга — розетки «Россети» (в том числе, на 50 кВт), а чуть дальше по Московскому шоссе на АЗС «Лукойла» — терминал Sitronics со… 150-киловаттными разъемами (причем расценки вполне гуманные — 20 рублей за кВт∙ч)!

Заряжаться лучше в Ленинградской области, потому что в Новгородской губернии с зарядками совсем плохо (если не заезжать в сам Новгород). Ближайшая — как раз в Валдае, на той электростанции, где мы подпитывали Jaguar I-Pace. Дальше — «быстрая» зарядка Sitronics в Вышнем Волочке и розетки в Твери.

Зарядных станций на «старой» трассе М-10 меньше, чем на платной магистрали М-11, но они тоже есть. Хорошо, что стоят они обычно отдельно от парковок, поэтому места рядом с терминалом никто не занимает просто так
Зарядных станций на «старой» трассе М-10 меньше, чем на платной магистрали М-11, но они тоже есть. Хорошо, что стоят они обычно отдельно от парковок, поэтому места рядом с терминалом никто не занимает просто такИсточник: Авто Mail

Транспорта на М-10 с открытием «платки» стало значительно меньше, тормозят движение только двухполосные участки в Новгородской области, где скапливаются колонны грузовиков. Но для электромобилей и гибридов это даже к лучшему! Ведь чем ниже скорость, тем ниже расход энергии, а рекуперация при торможениях позволяет возвращать немного электричества назад в батарею.

Поэтому даже в «реальном» цикле с батареей, заряженной на треть, AITO M7 показывал запас хода 739 километров — и действительно, до Москвы я добрался с гораздо большим остатком топлива. А времени потратил 8 часов и 30 минут — то есть, не настолько и велика оказалась разница. Конечно, можно и на Aito «топить» по платной трассе, но тогда расход бензина будет запредельным, под 12 литров на сотню, и пропадет логика эксплуатации гибридной машины.

Чем ниже средняя скорость, тем больше доля электричества в суммарном расходе энергии – меньше само потребление, а эффект от рекуперации заметнее. В городе на AITO M7 и вовсе можно ездить, практически не используя бензин – зимой даже не полностью заряженной батарее легко хватает на 80-100 км пробега
Чем ниже средняя скорость, тем больше доля электричества в суммарном расходе энергии – меньше само потребление, а эффект от рекуперации заметнее. В городе на AITO M7 и вовсе можно ездить, практически не используя бензин – зимой даже не полностью заряженной батарее легко хватает на 80-100 км пробегаИсточник: Авто Mail

Одно можно сказать точно — за 4 года и на платной магистрали М-11, и на бесплатной М-10 появилось достаточное количество зарядных станций, чтобы комфортно путешествовать на гибридах и электромобилях. На М-11 они установлены каждые 100−200 километров, и ни одна не была занята во время поездки. Как быстро они появятся на недавно открытой дороге М-12 от Москвы до Казани?