Автопроизводители не успевают выводить новинки на рынок в срок

С 2020 года более 50% новых автомобилей дебютировали с задержками из-за забастовок, сырого программного обеспечения и проблем с логистикой комплектующих

Ни для кого не секрет, что создание нового автомобиля — дело весьма хлопотное. Многие автопроизводители намеренно затягивают вывод новых моделей на рынок, однако в последние годы все чаще случались непредвиденные задержки. Началось все в 2020 году, когда многие заводы были вынуждены приостановить работу из-за дефицита комплектующих: поставки важных компонентов из Китая тогда пришлось поставить на паузу, за одними проблемами последовали другие. Эта цепная реакция привела к тому, что многие модели, которые должны были выйти в разгар пандемии, дебютировали значительно позже.

Hyundai Santa Fe пятого поколения белый
Hyundai Santa Fe пятого поколения белый
Hyundai Santa Fe пятого поколения белый
Hyundai Santa Fe пятого поколения белый
6фотографий

Специалисты PwC Consulting посчитали, сколько таких обещанных дебютов сорвалось за последние три года по тем или иным причинам. К примеру, в 2023 году 34% новых автомобилей столкнулись с задержками производства, еще 21% пострадал от задержек «из-за других факторов» — получается, в совокупности они затронули более половины новых автомобилей, которые должны были выйти в этом году.

В PwC рассчитали сроки задержек производства (к числу ключевых факторов относят нехватку рабочей силы, несоответствие стандартам качества и проблемы с цепочками поставок комплектующих) посредством сравнения фактической даты начала производства с запланированной ранее.

Согласно анализу PwC, в среднем такие задержки могут стоить автопроизводителю около 200 миллионов долларов ежегодно. В доковидном 2018 году только 5% новинок столкнулись с задержками производства, а еще 18% пострадали от других факторов. В 2017 году эти цифры и вовсе составляли 0% и 13% соответственно.

Prado
Toyota Land Cruiser Prado 2023
Toyota Land Cruiser Prado 2023
Toyota Land Cruiser Prado 2023
Toyota Land Cruiser Prado 2023
31

Несмотря на рост числа внеплановых задержек в период пандемии, в 2023 году автопроизводители успешно поставили на конвейер 45% своих новинок — между прочим, это максимальный показатель с 2019 года, когда только половина новых автомобилей дебютировала вовремя. В 2022 году этот показатель упал до 30%. Для сравнения, в 2018 году автопроизводители выпустили 77% своих новинок из общего числа запланированных и 87% — в 2017-м.

Аналитики называют главных виновников непредвиденных задержек, которые стоят автопроизводителям многомиллионных убытков, — чаще всего ими становятся электромобили. Также многие проблемы, которые не всегда удается решить в срок, связаны с программным обеспечением и работой сложных водительских электронных ассистентов.

Несмотря на позитивную динамику, которая наметилась после пандемии, в будущем вернуться к прежней пунктуальности в своей работе у автопроизводителей едва ли получится. В PwC это связывают с двукратным увеличением доли электромобилей в производственных гаммах к 2026 году. По предварительной оценке, через пару лет автопроизводителям придется перенести от 20% до 40% дебютов новых серийных моделей.

Сергей Хлопунов