Документ, с которым ознакомился «Ъ», предусматривает синхронизацию развития основных автотуристических маршрутов в стране с планами дорожников, а также предоставление бизнесу налоговых преференций, субсидий и других льгот в рамках создания инфраструктуры для автотуристов. Представители туриндустрии поддержали инициативу, назвав ключевым направлением развитие кемпингов. В Минэкономики, в свою очередь, говорят о необходимости резкого расширения рынка проката автодомов. Эксперты настаивают на необходимости выделить дороги к крупным туристическим объектам в отдельную категорию и содержать за счет федерального бюджета.
Разработать концепцию развития автотуризма президент Владимир Путин поручил кабмину в мае 2023 года. Документ готов и в ближайшее время будет представлен в правительство, рассказал «Ъ» замглавы Минэкономики Дмитрий Вахруков. «Автотуризм сейчас развивается хаотично и фрагментарно. Есть отдельные программы по ремонту и строительству дорог, заправок, но они почти не привязаны к туристическим объектам, — пояснил господин Вахруков.— Придорожные отели строятся, как правило, в интересах водителей фур и в местах, где наибольший трафик. Задача концепции — синхронизировать все эти процессы».
Понятие «автотуризм» раскрыто в ГОСТе как «разновидность путешествий, в которых основным средством передвижения туриста является персональный автомобиль». По оценке Минэкономики и независимых экспертов, ежегодно по дорогам в РФ передвигаются 22−23 млн автотуристов, их потенциальное число может достигать, по оценкам Российского союза туриндустрии, 42 млн человек. Согласно опросам ВЦИОМа, 39% россиян за последние пять лет совершали туристические поездки на авто. Развитие направления может принести туристической отрасли дополнительно 250 млрд руб. в год, такие прогнозы в июне представил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Согласно опросам ВЦИОМа, 26% автотуристов не удовлетворены качеством придорожного сервиса. На многих дорогах, жалуются опрошенные, не хватает заправок, парковок, туалетов, мотелей. Между тем в Уральском, Сибирском, Дальневосточном округах объектов дорожного сервиса мало из-за низкой инвестиционной привлекательности и высокой стоимости их создания. По данным аналитического центра НАФИ, 81% путешествующих жалуется также на низкое качество дорог. Авторы концепции упоминают и проблему низкого качества (или полного отсутствия) мобильной связи на многих участках пути следования.
Документ, который в правительстве рассмотрят в начале года, рассчитан на два этапа. В 2024—2025 годах власти собираются разработать программу по развитию автотуризма с планом мероприятий (уже готовится). Минэкономики предлагает в ее рамках в том числе разработать меры господдержки бизнеса для создания инфраструктуры для автотуристов, прежде всего многофункциональных зон (МФЗ, объединяют АЗС, ресторан, магазин, мойку, отель, туалет
Дмитрий Вахруков говорит о таких мерах, как, например, налоговые преференции, субсидии, предоставление участков в аренду по льготной ставке без проведения торгов. Однако прежде, полагает чиновник, необходимо закрепить законодательно понятия МФЗ и объектов дорожного сервиса. Стандарты МФЗ, продолжает он, будут разные для разных типов дорог. Типовые проекты таких зон, отметим, уже есть у «Автодора» и мэрии Москвы.
Сегодня региональные власти уже ремонтируют такие дороги (1,8 тыс. км участков по итогам года). «Путешествующие приносят добавленную стоимость, пользуются услугами гостиниц, общепита, покупают сувениры, — поясняет Дмитрий Вахруков.— Будем обосновывать это перед Минтрансом и субъектами». Чиновник добавил, что ведомство планирует «договариваться с Минцифрой, чтобы приоритизировать развитие связи на дорогах именно на основных туристических направлениях».
Получить комментарий Минтранса вчера не удалось. Напомним, ГИБДД ранее называла рост числа автотуристов одной из причин увеличения числа ДТП в России в 2023 году.
На втором этапе (2025−2035 годы) Минэкономики предлагает продолжить «совершенствование нормативно-правовой базы и мер господдержки» для развития автотуризма, обеспечить прирост сети туристических маршрутов, формировать «банк земельных участков», где могут быть размещены новые площадки отдыха, объекты дорожного сервиса.
Субъектам федерации концепция предлагает создавать парковки у основных туристских объектов, устанавливать знаки навигации, а также определять «джипинг-маршруты» и маршруты автоэкспедиций на внедорожниках.
«Спрос есть, но большинству эта услуга пока недоступна даже в виде аренды из-за дороговизны и малого количества игроков рынка, — поясняет Дмитрий Вахруков.— Мало компаний предлагают услугу, когда автодом можно взять в аренду в одном городе, а оставить в другом. Нужно создавать сеть стоянок, где можно было бы парковаться на автодоме с подключением к электросети, канализации, воде».
МФЗ сегодня строятся с большим трудом, в восточной части страны их почти нет, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, поскольку инвесторам приходится самостоятельно решать вопросы подключения к коммуникациям (электричеству, газу) и подъездов к дорожной сети. Этим, считает господин Шкуматов, должно заниматься государство, а бизнес должен сосредоточиться на развитии инфраструктуры на самой площадке. Дороги к крупным туристическим объектам, считает эксперт, стоит вывести в отдельную категорию и содержать за счет федерального бюджета.
«Концепция получилась удачная, это важный документ для отрасли, но мы считаем, что развитию кемпингов должно все же уделяться больше внимания — они должны стать ключевым направлением в развитии автотуризма, — добавляет руководитель комитета по автотуризму Российского союза туриндустрии Сергей Лобарев.— Нужно создавать для них площадки, подводить коммуникации, ставить указатели на дорогах, сейчас этого очень мало. Нужно разрабатывать и закреплять законодательно классификацию и стандарты кемпингов».
Иван Буранов