С московских дорог ушло 4% автомобилей

Число выезжающих на дороги Москвы машин в этом году сократилось на 4%, или на 130 тыс. штук в сутки, заявили в столичной мэрии. Чиновники связывают тенденцию с развитием городского общественного транспорта, которому граждане отдают предпочтение. Независимые эксперты считают, что автомобилем в столице становится пользоваться все дороже, отсюда и снижение трафика
Александр Миридонов / Коммерсантъ
Источник: Александр Миридонов / Коммерсантъ

По данным дептранса Москвы, в уходящем году ежесуточно по дорогам города передвигалось в среднем около 2,84 млн автомобилей (по итогам 11 месяцев), что на 4% (минус 130 тыс. машин) меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если же сравнивать с 2019 годом, то на дорогах столицы стало меньше на 230 тыс. машин — тогда их выезжало ежесуточно 3,07 млн. Общее число дней, когда фиксировалась «высокая загруженность», заявили в среду в дептрансе, сократилось за год на 28%. При этом, сколько конкретно баллов составляет «высокая загруженность», не уточняется.

О том, что трафик на дорогах сокращается, мэрия Москвы сообщала еще в сентябре, «Ъ» рассказывал об этом.

Дептранс связывает тренд с ростом популярности городского транспорта: автомобилисты все чаще оставляют транспортные средства дома.

В этом году, напомним, были введены два новых диаметра — МЦД-3 (Зеленоград—Раменское) и МЦД-4 (Железнодорожный—Апрелевка). Сегодня они ежедневно перевозят 640−650 тыс. пассажиров. Ближайшие к диаметрам дороги в результате стали свободнее на 5−15%, подсчитали в дептрансе. В марте завершилось строительство Большой кольцевой линии (открыты последние девять станций, кольцо замкнулось), ежедневно ее используют 1,1 млн пассажиров. В дептрансе также говорят, что москвичи чаще пользуются такси: количество поездок с 2019 года выросло на 61%.

«Большими темпами мы вводим новые станции метро, МЦД, развиваем сеть выделенных полос, такси и сервис краткосрочной аренды машин, — заявил в среду вице-мэр Максим Ликсутов.— Создается доступная альтернатива личному автомобилю — городской транспорт с каждым годом становится удобнее, комфортнее и привлекательнее. При этом провозной запас создан на десятилетия вперед». Напомним, что в 2017 году вице-мэр заявлял, что для «комфортного проезда» по городу количество ежедневно выезжающих машин не должно превышать 3,05−3,1 млн — на тот момент их было 3,6 млн.

«Москва всегда была лидером по росту и обновлению автопарка, но сейчас возможностей у москвичей покупать новые машины меньше из-за роста цен», — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

По данным ГИБДД, суммарный автопарк Москвы и области за последние пять лет увеличился на 6% (сейчас он составляет 8 млн транспортных средств), основной рост пришелся на 2018−2019 годы и с тех пор стабилизировался.

Многие действительно стали меньше ездить, добавляет Антон Шапарин, так как эксплуатация машины постепенно смещается «в зону роскоши или почти люкса». «Топливо и обслуживание дорожают, а доходы не растут такими темпами», — считает эксперт. По данным Московской топливной ассоциации, за прошедшую неделю (11−18 декабря) средневзвешенная цена литра бензина выросла на 14 коп. (50,46 ₽ за литр Аи-92 и 55,95 ₽ за литр Аи-95), дизельного топлива — на 29 коп. (62,86 ₽ за литр). Сокращение трафика также является «закономерным результатом» введения платных парковок и других ограничительных мер, добавляет Антон Шапарин. В ноябре, напомним, в Москве были введены новые платные улицы, а на некоторых повысились тарифы.

Глава столичного ЦОДД Михаил Кизлык в среду, впрочем, предупредил, что в преддверии Нового года трафик на московских дорогах вырастет. 22 декабря, в частности, ожидается, что по городу будет передвигаться в среднем 2,9 млн автомобилей. «Второй всплеск интенсивности транспортных средств произойдет с 26 по 27 декабря, количество транспортных средств увеличится на 70−80 тыс.», — заявил господин Кизлык. 30−31 декабря активность водителей, по прогнозам ЦОДД, снизится, а 1 января число авто на дорогах упадет до 1,26 млн.

Иван Буранов