Схема покупки автомобилей в Армении, Белоруссии и Кыргызстане еще совсем недавно пользовалась популярностью среди россиян. Но многое изменилось. В каких странах выгодно приобретать автомобиль, а в каких нет — в материале aif.ru.
Киргизия держится
В Таможенный союз стран СНГ входит несколько дружественных России стран, но не все из них удобны и выгодны с точки зрения импорта машин. Наиболее оптимальным вариантом являются Белоруссия и Кыргызстан, рассказывает автоэксперт и автоблогер Сергей Логинов. «С декабря этого года мы видим спад интереса к схеме ввоза автомобилей через Кыргызстан, хотя совсем недавно это была одна из самых популярных стран для импорта машин в Россию.
Это связано с тем, что в Киргизии подняли внутренние пошлины, увеличили таможенную сетку тарифов, а главный препон — утильсбор. Но, несмотря на это, китайские автомобили по-прежнему идут в Россию через Кыргызстан, потому что моторы до 2 литров и потому что в основном это новые машины без пробега. Их до сих пор выгодно завозить через эту страну, потому что таможенные ставки там ниже, чем в России. Хотя они как бы единые, но нюансы есть, льготы есть — и российские перекупщики успешно пользуются этими лазейками», — поясняет автоэксперт.
В Киргизии действуют салоны официальных дилеров: «Lexus Бишкек» (новые авто и запчасти); KIA Motors; Chevrolet Auto; Toyota Center Bishkek; «Автоцентр Эстокада» (BMW из Германии); «Hyundai Центр Кыргызстан»; LKW Center (только грузовые автомобили).
Белорусская хватка
Белорусский рынок очень интересен россиянам, потому что импорт автомобилей происходит по схеме «льготников». «Льготники» — это категория граждан многодетных родителей и людей с инвалидностью, которые имеют 50% скидку на таможенную пошлину (в Беларуси действует президентский указ № 14 с 2019 г.). По словам Логинова, российского покупателя в Белоруссии интересуют в основном немецкие модели. «Чаще ездят за “тройкой лидеров” — BMW, Mercedes, Volkswagen», — уточняет он.
От программы льготной таможенной пошлины правительство Белоруссии вряд ли откажется, поэтому с их стороны ограничений не предвидится, рассуждает автоэксперт. «Но в отличие от Белоруссии и Кыргызстана, спрос на машины из Армении сократился на 30%», — говорит специалист.
Недолгое армянское счастье
Ранее на долю Армении приходилась треть объема импортных машин. Но сейчас картина кардинально изменилась, рассказывает автоэксперт. «В самой Армении выросли внутренние налоги. Как происходит процесс: машина приезжает в Армению, там растаможивается по установленным ставкам, и делается наценка в 10%. Сегодня ставки пока остались теми же, но наценка увеличилась до 20%. И с этой суммы надо еще заплатить налог (13%).
Соответственно, конечная стоимость автомобиля увеличивается на десятки тысяч долларов. Учитывая эти сложности, вывоз автомобилей через Армению практически прекращен. Рынок стоит, русских покупателей там почти нет, хотя до этих изменений более половины авторынка Армении приходилось на россиян. А на некоторых рынках до 90% машин везлись под российского покупателя», — объясняет специалист.
Китайские авто через Армению практически не продаются, в основном «китайцы» идут через Кыргызстан, уточняет Логинов. «Через Армению продаются американские и меньше — европейские машины. Основные европейские бренды — Mercedes, BMW, Audi — как продавались раньше, так и продаются через Белоруссию. Среди пользующихся спросом машин в Армении можно выделить американскую Toyota, BMW, Lexus», — отмечает автоэксперт.
Россия не в восторге
Спад спроса связан не только с ужесточением правил в этих странах. Со стороны России также «закручиваются гайки», речь идет о введении утильсбора, поясняет Логинов. «Грубо говоря, около 1 миллиона рублей придется доплатить к стоимости автомобиля. Это делается в надежде на то, что активно будет развиваться отечественный автопром плюс надо учитывать китайские автомобили на рынке. Но по факту сами китайцы не хотят развивать в России именно качественное производство, не хотят инвестировать в заводы, которые остались от европейских брендов (Volkswagen, например)», — говорит автоэксперт.
Ввоз автомобилей из Армении стал, действительно, менее популярен, потому что они попадают под сильно повышенную ставку утилизационного сбора в России, соглашается доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков.
«Такая схема может быть оправдана только для сверхдорогих моделей из Армении, но их везут крайне редко. Кроме того, история покупки машин в этой стране — сложно проверяемая, и есть вероятность попасть на некачественные авто», — предостерегает экономист.
Виктория Кутузова