В рамках визита на бывший шинный завод Nokian под Санкт-Петербургом, где в декабре 2023 года был дан старт производства летних покрышек под новым брендом Ikon, мы задали волнующие многих автомобилистов вопросы генеральному директору компании Ikon Tyres Андрею Пантюхову. И получили на них исчерпывающие ответы.
Разрешили ли финны сохранить рисунок протектора?
Соглашения, подписанные в рамках сделки по продаже российского бизнеса Nokian Tyres компании «Татнефть» в марте 2023 года, сохраняют за фирмой Ikon Tyres права на выпуск шин с нынешним протектором, а также использование бренда Nordman на долгий срок, превышающий жизненный цикл модельной линейки шин.
Согласно существующему порядку, нынешние покрышки с финским рисунком протектора будут постепенно спускаться вниз «по лесенке», переходя к более доступным линейкам пока их в конце концов полностью не заменят новые шины собственной разработки. Это долгий процесс и у ряда шин он может превышать 10 лет.
Откуда теперь резиновая смесь, сырье и добавки?
Гендиректор Ikon Tyres заверил, что компания полностью сохранила состав, рецептуру и технологии выпуска шин после смены собственника. Сохранение резиновой смеси, которая продолжает закупаться как у тех же самых, так и у новых поставщиков, было одним из важнейших условий продолжения работы шинного завода во Всеволожске под новым именем. Где-то для поставок сырья теперь больше используются азиатские фирмы, которые были доступны заводу и ранее, еще при финнах.
В 2022 году с появлением санкций в компании было открыто 119 больших и малых проектов по адаптации производства к новым условиям. Это позволило предприятию подойти к смене собственника с работавшими еще при Nokian поставщиками сырья и добавок, которые продолжают снабжать Ikon Tyres всем необходимым по сей день. На заводе гарантируют, что сырье и материалы для изготовления шин будут ровно теми же самыми по меньшей мере в 2023—2024 году. Изменились только шипы — они новые.
Будут ли новые модели и кто их будет разрабатывать?
Разработка новых моделей шин уже ведется своими силами. Занимающийся этим отдел R&D сформирован в 2022 году из ведущих специалистов шинных компаний, десятилетиями работавших как в российских отделениях, так и в штаб-квартирах за рубежом.
Кстати, новый шип для зимних шин Nordman 7 и Nordman 8 стал первой собственной разработкой этой команды. Новый шип с якорной посадкой отличается износостойким элементом в форме «бабочки».
Где будут испытывать шины Ikon Tyres?
Тестирование шин Ikon Tyres ведется как лабораторно, так и на полигонах в России. Пока для этого используются чужие площадки. В частности компания успела провести тесты шин на полигоне под Дмитровым и на автодроме «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге. Есть и опыт заливки собственной ледяной площадки.
В дальнейшем же компания хочет обзавестись своим полигоном для тестирования шин. По словам гендиректора Ikon Tyres уже есть планы по поводу собственных площадок на территории Российской Федерации или за границей. Но в настоящий момент по этому направлению еще нет какой-то конкретики.
Когда выпущены последние шины Nokian в России?
Согласно условиям сделки завод мог производить покрышки с логотипом Nokian Tyres, а также с названиями Hakkapeliitta и Hakka только до конца марта 2023 года, когда была официально закрыта сделка по продаже шинного бизнеса новому владельцу. Все еще встречающиеся в продаже покрышки с этими названиями были выпущены до апреля этого года или остались еще прошлого года.
Шины среднего ценового сегмента под именем Nordman продолжили выпускать и после продажи завода финнами. Но с их боковин убрали надпись Nokian Tyres. Это, кстати, можно считать одним из признаков самых «свежих» шин. То есть шины Nordman без логотипа Nokian — это не подделка.
Что будет с экспортом шин?
Стартовавший летом 2005 года завод во Всеволожске, производивший поначалу миллион шин в год, к 2017 году изготавливал по 17 млн покрышек за тот же период. Это примерно 80% всей легковой автомобильной резины, выпускаемой Nokian Tyres. На пике работы ⅔ всей продукции завода шло на экспорт в 40 стран мира (Европа и Северная Америка). После введения санкций поставлять шины за границу стало невозможно.
По состоянию на конец 2023 года предприятие работало примерно в половину загрузки. Старые линии были законсервированы, а самые новые продолжают функционировать. Суточное производство шин в Всеволожске не превышало половину от максимальной. В планах предприятия возвращение к прежним объемам, выход на новые развивающиеся рынки: Ближний Восток, Южная Африка и Юго-Восточная Азия.
Резюмируем:
7 любопытных фактов о заводе и шинах Ikon Tyres
55% сотрудников завода завода Ikon Tyres работают на нем больше 10 лет.
Дважды в год каждый сотрудник завода может купить себе или родственникам (не на продажу) новый комплект шин со скидкой до 35−40%.
В зависимости от поколения станка Krupp/VMI MAXX сборка основы одной шины занимает от 30 до 50 секунд.
Вулканизация одной шины занимает 10 минут (при температуре 180 и давлении 15 Бар).
Разноцветные полосы на протекторах новых шин — это внутренняя маркировка для сотрудников завода, позволяющая различать на складе разные модели покрышек.
Летняя и зимняя резина отличается только составом протектора (более мягким или жестким) в котором до 6 слоев. Основа же летних и зимних шин одинакова.
Более 100 возможных дефектов производства могут выявить специалисты визуального контроля качества шин. У шины с дефектом сразу же перерезают бортовое кольцо c частью боковины, после чего отправляют ее на утилизацию.