Водителей оштрафуют за нарушение временных ограничений скорости

Минтранс планирует усилить роль «динамических информационных табло» и «знаков переменной информации»

Как правило, они вводят временное ограничение скорости на дороге при ухудшении погоды. Сейчас нарушение подобных предписаний не приводит к штрафу водителя, но Минтранс намерен это изменить. Ведомство заложило такое нововведение в проект постановления правительства, которое устанавливает требования к дорожным камерам.

В пятницу вечером Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления правительства, который впервые вводит «правила размещения стационарных, передвижных или мобильных средств фиксации нарушений ПДД». Необходимость таких правил предусмотрена объемным федеральным законом № 197, вступающим в силу 1 сентября 2024 года («Ъ» подробно писал о нем).

Этот ФЗ устанавливает среди прочего базовые принципы применения и размещения автоматических комплексов. А в постановлении будут описаны дополнительные технические детали — например, где должны стоять предупреждающие знаки перед зоной контроля.

В первой, непубличной, версии проекта постановления (см. «Ъ» от 7 ноября) Минтранс собирался запретить устанавливать камеры, фиксирующие однотипные виды нарушений (например, превышение скорости), ближе 1 км друг к другу в населенных пунктах, а за городом — ближе 5 км. Но в опубликованном варианте этот пункт отсутствует, обратил внимание «Ъ».

Идея состояла в том, чтобы «не доводить установку камер до абсурда», пояснил источник «Ъ», знакомый с разработкой проекта. Но после обсуждения с экспертами решено было все же отказаться от ограничения.

В противном случае эта норма затруднила бы контроль проезжей части, к примеру, у школ, расстояние между которыми меньше километра — что случается не так уж редко. Тогда около каждого учебного заведения требовалось бы установить отдельный комплекс, говорит собеседник «Ъ», что выглядит нецелесообразно.

Читайте также
Снег на МКАД
Можно ли обгонять, если дорожную разметку не видно под снегом?
Обильные снегопады делают разметку нечитаемой

Зато в документе появились нормы, которых раньше не было. Например, о ситуации, когда водитель в зоне действия камеры нарушает требования, установленные «динамическими информационными табло» или «знаками переменной информации» — чаще всего они ограничивают скорость на МКАД и крупных магистралях. Значения на табло, как правило, меняются при сильных осадках и тумане: дорожные службы могут оперативно ввести на автомагистрали ограничение скорости — к примеру, до 60 км/ч.

Но сейчас штрафы за нарушение требований, указанных на табло, водителям не приходят: ГИБДД ориентируется только на постоянные знаки. После принятия постановления (не исключено, что потребуются также поправки к ПДД) водителей все же начнут штрафовать.

В документе оговаривается, что для формирования доказательной базы на фотографии к «письму счастья» должны быть отчетливо видны знак или табло, а также ограничение, которое на нем выставлено.

Водители обязаны соблюдать требования всех указателей, говорит адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько, но в действующих ПДД не раскрывается, что конкретно представляют собой «динамические информационные табло» и «знаки переменной информации». «Поэтому непонятно, нарушение какого пункта ПДД будет вменяться в таких случаях, — говорит эксперт.— Предположу, что речь идет о превышении лимита скорости, установленного на данном участке дороги. Для соблюдения принципа презумпции невиновности в таких постановлениях надо будет точно указывать, когда и как именно до водителя доводилась информация об изменении скоростного режима. Сформировать доказательную базу будет непросто».

Ремонт дороги
Источник: Росавтодор

«Сегодня никто не воспринимает подобные табло в качестве обязательных, — добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.— Кроме того, многие указания табло на скорости просто не считываются — часто на них высвечивается реклама, и водители туда не смотрят».

С точки зрения ПДД табло — обычный знак, считает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман. Введение особых требований к фотоматериалам господин Шухман поддерживает. «Конечно, остается небольшая вероятность ситуации, когда знак переменной информации переключится за долю секунды уже после фиксации проезда авто. Практика покажет, будет ли такое происходить в реальной жизни», — размышляет он. Отказ Минтранса от нормы, регулирующей частоту установки камер, эксперт считает ожидаемым: «С самого начала было понятно, что в городах соблюдать это правило невозможно при текущей политике регионов по установлению тотального контроля над движением, стоянкой и парковкой».

Остальные нормы проекта остались теми же, что и в прежней редакции.

Дорожные службы, к примеру, должны будут устанавливать знаки и светофоры так, чтобы объекты инфраструктуры (опоры и т. д.) их не закрывали от взгляда водителя. В случае применения передвижной камеры за пределами города ее зона контроля может обозначаться знаками или информационными щитами. Их будут размещать на расстоянии 150−300 м перед зоной контроля — так, чтобы водители видели их на любой полосе движения с расстояния не менее 100 м.

Читайте также

Проект постановления допускает установку камер в тех местах, где ранее уже произошло несколько аварий с пострадавшими или погибшими, обращают внимание в ассоциации ОКО (объединяет производителей и операторов камер). А вот на тех участках, где, к примеру, было всего одно ДТП с раненым или несколько мелких без пострадавших, установка комплекса формально запрещается — хотя очевидно, что это нужно для профилактики, подчеркивают в организации.

Изменения, отмечают в ОКО, нужно вносить как в проект постановления, так и в сам закон. Также, по мнению организации, в «зону правовой неопределенности» попадают так называемые носимые средства фотовидеофиксации (к примеру, планшеты, используемые в Москве инспекторами АМПП) — в действующей редакции постановления упоминаются лишь «мобильные» комплексы, которые должны быть смонтированы на транспортных средствах, участвующих в дорожном движении (типа «паркона»).

Иван Буранов