Авторынок в ноябре вырос более чем вдвое к прошлому году, но сократился на 2,3% к октябрю

Авторынок в ноябре вырос более чем вдвое к прошлому году, но сократился на 2,3% к октябрю, сообщил «Автостат». Падение обеспечил лидер рынка Lada, у которой единственной из крупнейших брендов снизились продажи, тогда как реализация китайских марок продолжила расти. Аналитики отмечали, что бюджетный сегмент более подвержен изменениям на рынке: продажи могли замедлиться на фоне удорожания автокредитов из-за роста ставки ЦБ

Продажи новых легковых автомобилей в ноябре выросли год к году более чем вдвое, до 109,7 тыс. штук, подсчитал «Автостат» на основе данных ППК. При этом рынок сократился к октябрю на 2,3%, показав падение месяц к месяцу впервые с мая. Отметим, данные «Автостата» о продажах незначительно отличаются от информации Минпромторга за счет разной сегментации легких коммерческих автомобилей (LCV) — министерство называло цифру 108,4 тыс. проданных легковых автомобилей, что на 2,5% ниже октября.

дилер
Источник: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

В целом темпы продаж на рынке замедлялись с начала осени на фоне повышения цен на автомобили из-за роста утильсбора и ослабления рубля.

Цены сейчас стабилизировались, но рынок ожидает традиционного обновления прайс-листов с 1 января.

Лидером продаж остается «АвтоВАЗ» с маркой Lada, но ее доля за год упала с 41% рынка до почти 30%. Кроме того, сократились и продажи марки по сравнению с октябрем — сразу на 5,2%, до почти 32,7 тыс. машин. Сам «АвтоВАЗ», который использует дилерские данные о продажах и учитывает LCV, отчитался о реализации почти 36,1 тыс. автомобилей — это на 11,9% меньше октябрьского результата, названного компанией.

Lada — единственная марка в топ-5, продажи которой сократились в ноябре. Так, лидер среди иномарок Haval продал 14,4 тыс. автомобилей, что на 12,3% больше, чем в октябре. Реализация Chery выросла на 4,2%, до 11,3 тыс. штук, Geely — на 1,8%, до почти 10,6 тыс. штук, а Changan — на 3,5%, до 6,6 тыс. штук.

Аналитики обращают внимание, что бюджетный сегмент рынка более подвержен изменениям условий покупки и может сильнее реагировать на рост стоимости автокредитов из-за повышения ставки ЦБ. При этом ситуацию не исправил даже перезапуск программы льготного автокредитования — она действовала практически весь ноябрь и была ориентирована в основном на Lada. Наиболее высокая конкуренция за покупателя сосредоточена в сегменте выше 3 млн руб., на которые не распространялись льготные автокредиты, однако здесь работают программы поддержки от самих автоконцернов.

Всего по итогам 11 месяцев в РФ продано почти 939,3 тыс. новых легковых автомобилей, сообщает «Автостат».

Рынок растет на 64,9% к прошлому году. Консенсус-прогноз предполагает продажи по итогам 2023 года на уровне около 1 млн машин. Автомобильный аналитик Владимир Беспалов ожидает реализации 1,06 млн автомобилей, исходя из традиционной для рынка тенденции оживления спроса в декабре.

Ольга Никитина