Более 1 млн штрафов за неоплату проезда по платным магистралям вынес Ространснадзор в 2023 году, выяснил «Ъ». Большую часть постановлений получили пользователи Центральной кольцевой дороги (ЦКАД) и М-12 «Восток». При этом 34% штрафов были отменены, поскольку автовладельцы успели погасить долг.
Львиная доля водителей наказаны из-за собственной невнимательности, считают эксперты, граждане еще не привыкли к системе «Свободный поток», когда заехать на платную трассу можно без шлагбаума. Стараясь избежать оплаты проезда, ряд водителей ездят с заляпанными грязью номерами — для распознавания таких транспортных средств используется софт с элементами нейросети.
Ространснадзор и госкомпания «Автодор» по запросу «Ъ» раскрыли статистику о водителях, не оплативших проезд по платным дорогам. Это нарушение фиксируется в основном на трассах с системой «Свободный поток», где действует безбарьерный проезд, а средства списываются со счета пользователя (например, ЦКАД и М-12).
Закон дает водителю пять дней на оплату долга, и, по статистике «Автодора», 95% водителей укладываются в этот срок. Если долг не оплачен, то материалы передаются в Ространснадзор для вынесения штрафа по ст. 12.21.4 КоАП (1,5−5 тыс. руб. в зависимости от типа транспортного средства). После уведомления водителю дается еще 20 дней, и если он оплатит долг за проезд, то штраф будет отменен.
Подавляющее большинство — 963,5 тыс.— пришлось на неоплаченный проезд по ЦКАД и М-12. Но 327,6 тыс. из них были отменены, поскольку граждане погасили образовавшийся долг в течение 20 дней. В итоге Ространснадзор направил для принудительного взыскания в Федеральную службу судебных приставов лишь 20% штрафов с ЦКАД и М-12.
На столичные дороги с системой «Свободной поток» пришлось 87 тыс. штрафов. Так, на Московском скоростном диаметре (проезд стоит 950 ₽ для транзитных пользователей, жители столицы и Московской области не платят) было вынесено 77,2 тыс. постановлений. В дальнейшем 28,4 тыс. были отменены в связи с оплатой. За проезд по проспекту Багратиона (стоит 600 ₽ для всех водителей) вынесено 10,3 тыс. постановлений, 501 — отменено.
С автомобилистов, которые не оплатили проезд по истечении 20 дней, «Автодор» взыскивает долг в рамках Гражданского кодекса.
Когда водитель не реагирует, госкомпания обращается в суд — в 2023 году было направлено 45 тыс. исковых требований; к настоящему моменту, говорит госкомпания, 15 тыс. из них уже удовлетворены. Впрочем, более 4 тыс. судебных решений пришлось направить приставам для принудительного взыскания. «Госкомпания прилагает все усилия, чтобы должники погашали свою задолженность добровольно, без привлечения ФССП, — заявили в “Автодоре”.— Безусловно, все судебные решения будут исполнены. В настоящий момент госкомпания также активно взаимодействует с банковскими учреждениями по взысканию задолженности».
Часть водителей скрывают госномера от камер, чтобы не платить за проезд, но проблема, судя по данным «Автодора», не носит массового характера: таких автомобилистов не более 1% на ЦКАД и не более 0,5% на М-12. Напомним, согласно ст. 12.2 КоАП, за нечитаемый номерной знак (например, заляпанный грязью) применяется штраф 500 ₽ Если же он снят или скрыт, водителю грозит лишение прав на срок до трех месяцев или штраф 5 тыс. руб. «В целях сокращения нарушений регулярно проводятся рейды ГИБДД, — рассказали в “Автодоре”.— В случае выявления факта проезда с нечитаемыми знаками оператор проводит комплекс мер по идентификации транспортного средства.
В большинстве случаев ТС идентифицируется и задолженность выставляется владельцу». «Для распознавания грязных номерных знаков мы применяем отечественный софт, — рассказал “Ъ” гендиректор ООО “Единый оператор” (эксплуатирует ЦКАД и М-12) Марсель Нигметзянов.— Нейросеть на основе машинного зрения анализирует каждый номер и пытается дораспознать то, что было не распознано в момент проезда под рамками, чем существенно уменьшает процент нераспознанных транспортных средств».
Во-первых, объясняет он, навигаторы часто автоматически ведут на платные участки, а уведомления, как правило, недостаточно информативны. Эксперт предлагает искусственно замедлять скорость на съездах на ЦКАД-М12 и устанавливать там большие информационные щиты «Это — платная дорога».
«В силу своей невнимательности водители не сразу понимают, что едут по платной дороге. Тем более что шлагбаумов нет», — соглашается член общественного совета при МВД Игорь Моржаретто. Знакомый с ситуацией собеседник «Ъ» добавляет, что количество неплательщиков может расти из-за наплыва на М-12 и ЦКАД водителей из регионов, где еще не привыкли к платным дорогам.
В конце декабря, напомним, «Автодор» планирует открыть несколько участков М-12 между Арзамасом и Казанью, где будет действовать система «Свободный поток». А с 1 сентября 2024 года вступит в силу закон, по которому штрафы за проезд по региональным платным дорогам будут устанавливать местные власти, а ст. 12.21.4 КоАП будет применяться лишь на федеральных трассах.
Иван Буранов