По данным Госавтоинспекции, с начала года количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) выросло на 216%. В рамках проходящей в Москве «Транспортной недели» депутаты, представители Минтранса и компаний кикшеринга обсудили вопросы безопасности и дальнейшего развития СИМ в нашей стране. Подробности — в материале «Известий».
СИМ тоже транспорт
Электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности уже стали отдельным видом транспорта, заявил на круглом столе, посвященном проблемам СИМ, заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко. По его словам, в прошлом году на СИМ в общей сложности было перевезено примерно 300 млн человек.
![Электросамокаты Электросамокаты](https://resizer.mail.ru/p/3fd4c821-2bb1-534c-9bde-8d383bff9525/AQABvMCyPZbcli05YIIVcAeQt7pg36DUh-ZCW6wNeJ2yu8Rq4zqBItQw3K7z8LTvGQEegfzF7KJ_O4bgoRvN5TN4b3M.jpg)
— Электросамокаты в городах стали дополнением к общественному транспорту. Всё больше людей выбирают СИМ в своих ежедневных поездках, например, чтобы добраться до метро или автобуса, — отметил он.
Представитель Минтранса рассказал, что использование СИМ при поездке по маршруту «дом — работа — дом» позволяет сэкономить ежедневно до получаса. Это то время, которое человек может потратить на себя, какие-то личные или бытовые нужды, подчеркнул Владимир Луговенко.
Необходимо дополнительное регулирование
Он напомнил, что с марта этого года действуют поправки в ПДД, которые закрепили статус СИМ, а также требования и ограничения в отношении этого вида транспорта и его водителей. Вместе с тем законодательство, касающееся средств индивидуальной мобильности, нуждается в дополнительном регулировании, подчеркнул Владимир Луговенко.
![Самокат Самокат](https://resizer.mail.ru/p/2fffd802-1a7c-5a23-8af3-00efb864b8cc/AQABp7bpjPZApPJP4Pv_NdZYX5jvni5ZxAu7pIojNgjY4Rn5ANRkYKdtgmbZYTF4-murF9Nzfjnlw9Oquc29doCni3w.jpg)
По его словам, одной из первостепенных задач принятой правительством дорожной карты по СИМ является установление ответственности за нарушения ПДД. Существующие нормы КоАП, которые сейчас применяются в отношении нарушителей на электросамокатах, устарели и их недостаточно, отметил Луговенко.
Кроме того, по словам представителя Минтранса РФ, в ПДД следует дополнительно предусмотреть обязанность управления данной техникой в трезвом виде, остановки и прохождения освидетельствования на состояние опьянении по требованию сотрудников полиции. Кроме того, нуждаются в уточнении пункты ПДД, касающиеся стоянки и остановки СИМ, а также правил перевозки на них грузов и пассажиров.
В Минтрансе отмечают, что помимо изменений в ПДД необходимы также корректировка законодательства и норм, касающихся технического регулирования в отношении СИМ, строительства и проектирования дорожной инфраструктуры, а также регистрации средств индивидуальной мобильности.
![На электросамокате вдвоем На электросамокате вдвоем](https://resizer.mail.ru/p/2683341a-4747-5f72-9cf0-481f7af677d3/AQAB4Q5X4j2CcPG0EbxAs1Oc5pVeTbXyvB8wnOjVhjErf8L5_tFjbxZsy8HUiqu86SS8EU6rB99aKW6N_bHx4KioH38.jpg)
![На электросамокате вдвоем На электросамокате вдвоем](https://resizer.mail.ru/p/7733a26a-1443-52e0-847e-776630293f0b/AQABchf__TtI8cAMm_FNuZ_JshIqfNbd7Jyw2FOURrx-AMJyr6e15KjPl5ucCZiGC7BWBojY4CIYD2Ofg6P8UOUFeWg.jpg)
![На электросамокате вдвоем На электросамокате вдвоем](https://resizer.mail.ru/p/1a760545-5ab8-5dc3-b2d2-76bebfed4d02/AQABSM2atrWC_Vaa_YND0-EAfJSCZe-hgHchSj-1idLLhegsrpzTwT9MSUHGwmibcDxgt3okV-TRLmEWL_EVjFjv9hQ.jpg)
![На электросамокате вдвоем На электросамокате вдвоем](https://resizer.mail.ru/p/bb9c668a-37b1-521d-b5cd-da0b85bd3649/AQABf966RQzqUBw8W4R8idWemui_Blk9JTscQe_lL2VwylCXfvsLGI6xwUrVBHFOb7CGOFhtnnatlB1UhNZgVvxzeNk.jpg)
— Все эти направления отражены в дорожной карте по СИМ, утвержденной правительством РФ. По всем ним идет активная работа, — подчеркнул Луговенко.
За СИМ не угнаться
Ряд европейских городов, столкнувшись с пробелами в регулировании СИМ, пошел по пути их запрета, отметил член комитета Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин. Это самый простой, но далеко не самый правильный способ решения вопросов, подчеркнул он.
— СИМ как самостоятельный вид транспорта появились в нашей стране относительно недавно, но развиваются настолько активно, что в ряде случае изменения в законодательстве просто не успевают, — признался депутат.
Он напомнил, что на рассмотрении парламента находятся несколько законопроектов, касающихся СИМ, в том числе связанных с изменениями в КоАП. Эти поправки сейчас изучаются и анализируется, с тем чтобы в итоге были приняты продуманные и взвешенные изменения в законодательство, отметил депутат.
![Самокат Самокат](https://resizer.mail.ru/p/3d4ec2d7-925d-5b1d-9dde-2c0f39c32e26/AQAB3O-ZeTP98tjIgoQ4yj69-VfBLmY5S5W9uGS324MUZE4e-WiBKaw_xY13RsSUOkwOVh4S0qg9dOwOvDgzw1WFf5k.jpg)
Олег Гарин согласился с необходимостью регистрации СИМ, в том числе путем создания единого федерального резерва средств индивидуальной мобильности и использования функционала портала госуслуг.
Камеры всё увидят
Операторы кикшеринга могут распознать нарушение, допущенное пользователем, и применяют к таким нарушителям меры воздействия — от штрафов для блокировки аккаунта, заявил основатель сервиса Whoosh Дмитрий Чуйко. Вся техника, которая находился в сервисе краткосрочной аренды, имеет номера, которые позволяют идентифицировать конкретный электросамокат и человека, который им управляет.
Он рассказал, что уже сейчас при помощи нейросети в 70% случаев компания получает информацию, что пользователь нарушает правила аренды и ПДД. Например, когда на СИМ едут сразу два человека.
— В следующем году в Москве в качестве эксперимента мы планируем устанавливать на прокатные СИМ номера большего формата, которые смогут распознавать комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, — рассказал он.
![](https://resizer.mail.ru/p/94c3cead-19b0-5b09-96cf-73d1b6c7011b/AQABujE2T1aqH3bQ2pPTI04fIM4_gj0qMyg12-wHQiLLAAU8qHKu2YXDLmyG01uac6xYt_iAncDXSyZEeauVMPVHaHI.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/f9dda192-1113-5ca1-a622-20d55ebd153b/AQABTgcCfMa38juyE3JvMWAKkdlBE5r3GiZw5MKbLGY4GAgwn1iWTnoO4HlSeFk0Nd4MUtWPPsxZezCFz1MGNjHlsWE.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/8e850a28-2046-541c-9d5c-523b8e57baa7/AQABwW3VPGU7UYjHEe47rA1BzKxUMswD2taBFzdLFOsB4z1F-_u5jo8XeZfQzOnGpDW52SIf0k1wrlUxpu2zAqQbLcY.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/a4f902da-a1f3-5fc3-b207-07df2c73924b/AQABNkI9kZwtAuATbybECnTHLopKSz97itSMjUGkbWNvzTPBO5wHTAbbt-52cG6HoTSEVXqCOrE-8v6PJp5bnGaGALM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/d7b7b387-f41c-5244-9275-e4a48d6f2261/AQABTdvbfs5zHw6CW3U2AH5aS2LIJmBvJORRmEdbAwD8VD3zqG7TKOu_TEQV4hH0KXKwEj6-6PUKhCjhgHtWTNW0QCE.jpg)
Однако только ужесточением санкций вопросы безопасности СИМ не решить, считает Дмитрий Чуйко. По его мнению, одним из ключевых рычагов станет развитие инфраструктуры для пользователей СИМ.
— Мы уже внедрили систему, которая не дает электросамокату разгоняться больше определенной скорости в той или иной зоне. В первую очередь такие ограничение действуют там, где высок риск столкновения с пешеходами, — отметил он.
Другим, не менее важным направлением Дмитрий Чуйко называет повышение общей культуры вождения СИМ. Он отметил, что Whoosh регулярно проводит совместные с Госавтоинспекцией мероприятия по пропаганде правильного безопасного управления средствами индивидуальной мобильности. Кроме того, такие занятия специалисты компании проводят в школах и вузах, подчеркнул он.
![На электросамокате вдвоем На электросамокате вдвоем](https://resizer.mail.ru/p/64e9f59f-9ed6-5ed3-bfb8-0867adc466bc/AQABp-1WJMN3iVpEVvQXYVN0CESWZnmJnWUWOhFh5pE2piX70k2592CCmMkokdWgWSR2PKv6_h_3gkGYgIUfr7TnnVs.jpg)
Привлечь внимание
Аналогичная работа проводится и в компании «Юрент». Как рассказал генеральный директор этого сервиса кикшеринга Иван Туринге, более чем в 30 городах работают консультанты по безопасности, которые проводят занятия в школах и во время массовых мероприятий. По его словам, обучение правилам безопасного и правильного управления СИМ уже прошло более 1,5 млн человек.
— Такая работа — мера социальной ответственности сервисов кикшеригна, которая делает поездки на СИМ более безопасными, — подчеркнул он.
В рамках круглого стола Иван Туринге выступил с инициативой объявить следующий год «годом безопасности СИМ». По его мнению, это позволит привлечь внимание к вопросам, возникающим при эксплуатации такой техники, и позволит объединить усилия сервисов кикшеринга, федеральных и региональных властей в решении проблем безопасности СИМ.
Кирилл Сазонов