Федеральная антимонопольная служба поддержала озвученную в Госдуме идею о публикации списков самых дешёвых и самых дорогих заправок в регионах. По мнению авторов инициативы, это поможет избежать резкого разрыва в ценовой политике разных АЗС на топливо и обеспечит контроль за соблюдением законодательства.
«Теперь людям не придётся объезжать все заправки, чтобы сравнить цены. А АЗС, которые хотят нажиться на автомобилистах, получат свою “доску почёта” и соответствующие меры. Спасибо ведомству за то, что отреагировали оперативно», — рассказал автор инициативы, депутат Госдумы Алексей Нечаев.
Парламентарий добавил, что главной задачей системы будет удобство для пользователя. На сегодняшнем этапе обсуждений ФАС намерен публиковать данные на сайтах местных администраций, что не является самым удобным вариантом, считает политик. С ним согласна экономист, руководитель компании по международной торговле и ВЭД «Команда Сикурс» Раиса Донская.
«Даже на минимально отдаленных заправках цены очень отличаются, что уж говорить о регионах. При этом существенная разница есть даже между небольшими населенными пунктами, которые находятся на малом расстоянии друг от друга. На трассе цена на топливо одна, а сбоку трассы — уже другая. Поэтому, конечно, идея очень правильная. Единственное, что неудобно продумана реализация. Если бы такую идею поддержали системы типа Яндекса, чтобы на карте было показано не только местонахождение ближайшей заправки, но и цена и наличие бензина, с чем сейчас тоже часто возникают проблемы, было бы гораздо практичнее», — сказала она.
Финансовый эксперт, автор Telegram-канала «Экономизм» Алексей Кричевский увидел в реализации инициативы проблемные стороны. По его мнению, на внедрение системы уйдет немало времени, а с принимаемыми мерами по стабилизации цен, к моменту полноценного запуска мониторинга в нем уже может отпасть необходимость.
«Для этого как минимум нужен человеческий ресурс, а как максимум — электронный: всем АЗС придется передавать данные либо в местную администрацию, либо местный ФАС, либо местный финмониторинг. Сколько понадобится времени на внедрение и обкатку этой истории — большой вопрос. За это время проблема с ценами на топливо может отпасть сама собой из-за тех мер, которые уже внедряются.
Кроме того, эксперт добавил, что внедрение подобной меры может создать дополнительные очереди на «дешевых» заправках и излишки на «дорогих».
«Допустим, да, человек будет видеть, где топливо дешевле. В итоге все поедут на заправки, на которых цена ниже, и будут его раскупать. Собственник увидит большой спрос и начнет поднимать цену. В это время, пока в одном месте стоят очереди, в другом их нет, и другой собственник, видя падение спроса, будет цену опускать. Средний ценник от этого никак не изменится», — считает Кричевский.
В случае внедрения списков с ценами стоит подумать о расширении его информацией о качестве топлива, добавил заведующий Базовой кафедрой РЭУ им Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, доцент Юрий Ляндау.
«Помимо цен, необходимо добавить в рейтинг несколько показателей: качество бензина и дизельного топлива и порядочность заправочных станций. В России и сейчас существуют заправки, где цены ниже. Только если там заправиться, то есть большая вероятность, что машину придется везти сразу на сервис, причем на эвакуаторе. Также часто бывают случаи, когда на заправках просто обманывают. Например, у машины бак 66 литров, человек приезжает на заправку, у него может оставаться еще литра полтора бензина в баке. Он заправляет полный бак и видит, что всего в бак вошло 68 литров бензина. Вопрос: как? На заправке ему начинают объяснять, что он настолько полный бак залил, что еще бензин в шлангах у него в машине. Понятно, что это просто обман. И такие заправки нужно обязательно отмечать», — считает он.