Без срока: сломанное авто отремонтируют после окончания гарантии

Верховный суд всё чаще встает на сторону автовладельцев

Верховный суд признал право владельца сломанного автомобиля на бесплатный ремонт даже после истечения гарантии на машину. Юристы и правозащитники считают это решение обоснованным, однако предупреждают, что право на такой ремонт автовладельцу необходимо доказать. В каких случаях дилер обязан за свой счет починить неисправную машину после истечения гарантии на нее, выясняли «Известия».

Мотор с капризами

В июне 2018 года компания приобрела кроccовер Volvo XC60. Согласно договору купли-продажи, гарантия на этот автомобиль составляла три года, или 100 тыс. км пробега. Как следует из материалов дела, собственник машины неоднократно жаловался дилеру на проблемы с запуском мотора.

В мае 2021 года на машине в рамках гарантийного ремонта были заменены свечи накаливания. Это решило проблему с запуском автомобиля, однако спустя некоторое время двигатель машины вышел из строя, получив серьезные повреждения: оборвало шатун в одном из цилиндров. На момент этой поломки срок гарантии на кроссовер уже истек, поэтому дилер отказался признать данный случай гарантийным.

Автосервис
Источник: legion-media.ru

Несогласная с этим решением компания — владелец машины обратилась с иском в суд. Однако суд первой инстанции и апелляционный суд отказали в удовлетворении ее требований, сославшись на то, что поломка произошла после окончания гарантийного срока на машину. В итоге фирме, владеющей неисправной машиной, пришлось подавать жалобу в Верховный суд РФ (ВС РФ).

Суд идет

Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ пришла к выводу, что нижестоящими судами было допущено «существенное нарушение в применении норм права к установленным судом первой инстанции обстоятельствам, которое повлияло на исход спора».

В частности, судьи ВС РФ обратили внимание на заключение экспертизы, согласно которой обрыв шатуна в двигателе автомобиля был вызван разрушением керамических наконечников свечей накаливания, установленных в ходе гарантийного ремонта мотора, проведенного дилером. При этом эксперты исключили возможность поломки двигателя из-за его неправильной эксплуатации.

Читайте также
Ремонт автомобиля
«Мы отказались от клиентов, приезжающих со своими запчастями»
Глава сети Fit Service Татьяна Овчинникова о буме в автосервисе

«Замена разрушившихся свечей накаливания на новые произведена в гарантийный срок, однако вследствие неудаления остатков прежних свечей накаливания из камеры сгорания двигателя двигатель после гарантийного ремонта вышел из эксплуатации спустя несколько недель уже после окончания гарантийного срока», — говорится в определении Верховного суда.

Таким образом ВС РФ установил, что неполадка, которая в итоге и привела к выходу мотора из строя, произошла в момент, когда на автомобиль еще действовала гарантия. Поэтому в данном случае владелец неисправной машины вправе рассчитывать на ее гарантийный ремонт.

Автосервис
Источник: legion-media / David Tadevosian

Довели до Верховного

Решение, принятое Верховным судом, справедливое и аргументированное, считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

— Если экспертиза показала, что причиной неисправности стал некачественный ремонт машины, произведенный во время гарантийного срока, то вполне логично, что владелец автомобиля имеет право на бесплатное устранение неполадок. Решение Верховного суда в данном случае закономерно и ожидаемо. Непонятно только, почему это дело пришлось доводить до Верховного суда, а не удалось решить должным образом в нижестоящих инстанциях. Тем более что в этой ситуации, по сути, нет каких-то двояких толкований и неточностей, в которых не смогли бы разобраться суд первой инстанции и апелляционный суд, — заявил «Известиям» Виктор Похмелкин.

Читайте также
Ремонт подвески
У каких машин самая проблемная подвеска, а у каких — надежная
При покупке автомобиля на вторичном рынке важно знать, с чем будет меньше проблем в ремонте

С ним согласен адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. По его словам, судебные споры, связанные со сроками гарантии и гарантийным ремонтом автомобиля, не редкость. Однако чаще всего истцами по ним выступают обычные автомобилисты — физические лица.

— Закон «О защите прав потребителей», в котором очень четко прописаны все особенности гарантийного ремонта того или иного товара и сроки его проведения, не действует в отношении покупателей — юридических лиц. В этом случае такие споры решаются в рамках Гражданского кодекса РФ. Отрадно, что Верховный суд разобрался в гражданском законодательстве, регулирующем эти взаимоотношения, и вынес взвешенное решение, — отметил юрист.

Автосервис
Источник: legion-media

Залогом успеха при рассмотрении данного дела стали тщательно проведенная техническая экспертиза сломанного автомобиля и максимально подробное заключение эксперта, уверен Сергей Радько. Без них отстоять свою позицию владельцу машины, попавшему в похожую ситуацию, было бы крайне сложно, считает он.

— В подобных ситуациях именно автомобилисту необходимо доказать суду, что у него есть право на гарантийный ремонт. Без грамотной и тщательно проведенной экспертизы это сделать практически невозможно, — заключил адвокат.

Читайте также
Ремонт автомобиля
Как обманывают на СТО? Страховщики объявили о новом виде мошенничества
Злоумышленники переориентировались на обман страховых компаний

В поддержку автовладельцев

Рассматривая споры между автопроизводителями, дилерами и автовладельцами, Верховный суд в последнее время всё чаще встает на сторону последних, независимо от того, кто именно — гражданин или организация — является владельцем машины, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Нынешнее дело, рассмотренное ВС РФ, — лучшее тому доказательство, считает он.

— По большому счету, организация или фирма, купившая автомобиль, является таким же потребителем, что и обычный автомобилист. Она сталкивается с теми же вопросами при взаимоотношениях с дилерами. При этом в случае какого-то спора компания-автовладелец не может оперировать законом «О защите прав потребителей». В этой части у нас в законодательстве существует определенный пробел. То, что Верховный суд в подобных спорах защищает интересы автовладельца, вне зависимости от того, является он «физиком» или «юриком», не может не радовать, — заявил в беседе с «Известиями» Антон Шапарин.

Кирилл Сазонов