Это признание: Белоруссия и Россия договорились о штрафах за ПДД

Наказания за нарушения правил теперь будут исполняться в обеих странах

Россияне и белорусы больше не смогут уйти от наказания за нарушение ПДД. Закон о взаимном с Белоруссией признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения был одобрен на пленарном заседании Совфеда РФ 25 октября. Как и за что будут штрафовать водителей, выясняли «Известия».

Соглашение о взаимном признании штрафов было подписано еще 8 сентября 2022 года в Чолпан-Ате (Киргизия). 28 июля президент России Владимир Путин внес в Госдуму проект закона о ратификации соглашения между Москвой и Минском о взаимном признании и исполнении решений по делам о нарушении ПДД. В Белоруссии закон уже ратифицирован, теперь очередь за Россией.

Обмен по электронным каналам

Новый закон позволит ГИБДД РФ и ГАИ РБ обмениваться информацией о нарушителях и направлять друг другу решения по делам об административных нарушениях для исполнения. Решения выносятся в отношении физических и юридических лиц в случае фиксации нарушений комплексами фото- и видеофиксации в автоматическом режиме или средствами фото-, киносъемки и видеозаписи.

Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
Рейд ДПС
Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
6фотографий

Наказывать будут согласно нормам юрисдикции, где было совершено правонарушение. Взыскивать штраф — в национальной валюте стороны, на территории которой исполняются решения по официальному курсу Центробанка. Сам штраф при этом поступает в доход государства проживания нарушителя. Если нарушитель-россиянин имеет вид на жительство в Белоруссии, то будет отвечать по белорусским законам. Оспаривать решения придется также по законодательству страны, где эти правонарушения были совершены.

— Если гражданин РБ совершает административное правонарушение на территории РФ, коллеги направляют нам решение о привлечении к административной ответственности либо административный протокол, и уже на территории Беларуси мы привлекаем нашего гражданина к административной ответственности по закону Беларуси. То же самое происходит и с гражданами России, — пояснял ранее министр МВД Белоруссии Иван Кубраков. Он выразил уверенность, что соглашение облегчит взаимодействие между странами благодаря обмену данными по электронным каналам связи.

К такому запросу требуется приложить решение по делу или его заверенную копию, сведения о дате вступления решения в силу, сведения о нарушителе, доказательства правонарушения. Получившая эти документы сторона сможет запрашивать дополнительную информацию.

Читайте также
Выдача автомобильных номеров серии 799
Водителей не будут штрафовать за нестандартные госрегзнаки спереди
Автомобилистам разрешили устанавливать спереди так называемые квадратные номера: Росстандарт внес изменения в ГОСТ, ГИБДД направила в регионы соответствующие разъяснения

Штрафовать будут не за все

— Из сферы сотрудничества сторон исключены решения по деяниям, которые являются ненаказуемыми в соответствии с законодательством государства проживания лица, совершившего правонарушение, — отметила на пленарном заседании член комитета Совета Федерации по международным делам Елена Афанасьева.

Например, нештрафуемый порог в России — 20 км/ч, а в Белоруссии он составляет только 10 км/ч.

— Полагаю, что если у них за превышение скорости будет выписан штраф на плюс 11 км/ч, то у нас такое постановление исполняться не будет, так как у нас это не является нарушением. Это общий принцип, который действует также в уголовном праве: если где-то какое-то деяние является преступлением, а у нас нет, то у нас за это судить нельзя, — отметил в беседе с «Известиями» адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

Пост ГИБДД
11

В Белоруссии за некоторые правонарушения наказывают строже, чем в России. Так, за превышение скорости на 30 км/ч и до 40 км/ч заплатить придется от 3 до 10 базовых величин (37 белорусских рублей), то есть 111—370 белорусских рублей, в пересчете на российские деньги составит от 3400 до 10 480 рублей. В России за превышение на 20—40 км/ч полагается штраф 500 рублей, который к тому же можно оплатить с 50-процентной скидкой.

«Не заплатив ни копейки»

С уплатой штрафов за нарушения российских водителей в Белоруссии и наоборот возникали проблемы, отмечают эксперты.

В Белоруссии по основным направлениям, поскольку это транзитная страна, поставили много камер. Вся информация с них стекается в центральный компьютер и поступает на посты ГАИ, расположенные вдоль всех трасс, на въезде и выезде из страны, а также на въезде в Минск. Туда приходит информация о нарушителях. Их останавливают и предлагают заплатить штраф на месте. В качестве меры обеспечения могут задержать права, а если штрафов много, то и автомобиль. В России такой зеркальной системы нет. Человек с российским номером проехал по Белоруссии, но не пропал, а человек с белорусским номером может пока еще ехать как угодно, парковаться как угодно, — отметил член Общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто.

Читайте также
ДТП Каршеринг
7 из 10 нарушителей ПДД признают вину. Откровения аварийных комиссаров
Все автомобильные аварии — результат несоблюдения правил. Эксперты уверены в этом на 200%. Топ причин, из-за которых случаются аварии на дорогах, возглавляют превышение скорости и несоблюдение дистанции

Законопроект особенно актуален сейчас, потому что поток автомобилистов из России в Белоруссию и обратно увеличился в разы, считает автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.

— Белорусские номера на дорогах Москвы можно встретить очень часто. Проблема всегда была в том, что человек мог нарушить кучу правил в России, вернуться обратно, не заплатив ни копейки штрафа. То же самое касалось и наших недобросовестных водителей. Теперь такая история не пройдет, нарушил — значит, будешь платить вне зависимости от того, в какой стране ты это сделал. В целом, на добропорядочных водителях это никак не скажется, — отметил Кондрашин.

Станут ли автомобилисты ездить по правилам?

Главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии», член экспертного совета при комитете ГД по транспорту, член общественного совета при Межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ Сергей Груздь считает решение о взаимном принятии штрафов логичным.

— У нас с Белоруссией создано единое правовое пространство, информационное пространство. Многие институты у нас работают одинаково. Для водителей это будет означать, что не нужно нарушать правила дорожного движения, где бы ты ни находился, с какими бы номерами ни перемещался, — считает Сергей Груздь.

Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что новая мера никак не повлияет на водителей. По его мнению, штрафы давно уже не являются профилактической или воспитательной мерой.

— Напугает ли это водителей? Думаю, что нет. Потому, что если они нарушают в России и не боятся, то чего им бояться нарушать в Белоруссии? Как и наоборот: если белорусы нарушают у себя, чего им бояться нарушить в России? Просто расширяется зона штрафного покрытия, которого трудно будет избежать, — отметил Виктор Травин.

Евгений Багдасаров, Роман Солдатов, Ксения Набаткина