Когда мы думаем о величайшем автомобиле, на котором когда-либо красовался значок Alfa Romeo, на ум приходят такие культовые модели, как TZ2 или оригинальный 33 Stradale. Это, пожалуй, самые красивые из когда-либо созданных Alfa Romeo. А вот титул самой дикой и безумной «Альфы», когда-либо построенной, достается 164 ProCar.
История начинается в конце 1980-х годов, когда исполнительный директор Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA) и владелец команды Brabham Берни Экклстоун предложил создать новую гонку.
Новая серия ProCar
В ProCar, как и в аналогичной серии, в которой пилоты Формулы-1 соревновались на гоночных версиях BMW M1 в 1979 и 1980 годах, предлагалась похожая формула.
Новый ProCar никогда не выпускался серийно — он был задуман для привлечения крупных автопроизводителей в мир Формулы-1 путем запуска различных гоночных автомобилей, которые отдаленно напоминали модели массового производства, но имели шасси и двигатели, заимствованные из Формулы-1.
Чтобы продемонстрировать, как будет выглядеть такой автомобиль и что потребуется для его создания, Экклстоун и его команда Brabham в партнерстве с Alfa Corse (автоспортивное подразделение Alfa Romeo) создали самый бешеный седан в мире.
Alfa Romeo на стероидах
В 1987 году Alfa выпустила новый четырехдверный седан премиум-класса под кодовым названием 164. Чтобы способствовать его продвижению, компания выбрала эту модель в качестве базовой для прототипа ProCar.
За исключением заднего спойлера, добавленного для улучшения аэродинамики, «Альфа», на первый взгляд, выглядела очень похожей на стандартную модель. На самом же деле 164 ProCar был полностью переработан. Кузов из смеси углеродного волокна, кевлара и номекса отличался неподвижной центральной секцией, включающей передние двери и лобовое стекло. Передняя и задняя части (включая задние двери и окна из оргстекла) представляли собой съемные цельные конструкции, удерживаемые на месте защелками.
Сделанное на заказ шасси
В то время как кузов сильно напоминал серийный, шасси, которое он покрывал, было полностью изготовлено на заказ. Монококовое шасси, усиленное алюминием, карбоном, кевларом и номексом, разработанное и изготовленное Brabham при участии экспертов по гоночным автомобилям Dallara, оснащено подвеской и тормозными системами в стиле Формулы-1.
Подобно шасси болида Формулы-1, конструкция была изменена для размещения неподвижной секции кузова, которая включала в себя каркас безопасности, прикрепленный к монококу.
Двигатель Alfa F1 V10
Для 164 ProCar инженеры Alfa Corse выбрали атмосферный V10. 3,5-литровый двигатель DOHC под кодовым названием Tipo 1035 представлял собой модернизированную версию прототипа десятицилиндрового двигателя, построенного в 1985 году для команды Формулы-1 Ligier.
Специалисты Alfa Corse построила два образца, один из которых дебютировал во время уик-энда Гран-при Италии 1988 года. 750-килограммовый Alfa Romeo 164 ProCar, управляемый асом Формулы-1 Brabham Риккардо Патрезе, поразил публику в Монце своей безошибочно узнаваемой десятицилиндровой симфонией с высокими нотами.
Автомобиль мог разогнаться до 60 миль в час (97 км/ч) всего за две с лишним секунды. Еще более впечатляюще то, что он мог развивать максимальную скорость 340 км/ч.
Несмотря на то, что Alfa Romeo 164 ProCar был невероятно быстр, он не создавал достаточной прижимной силы, чтобы обуздать эту скорость в поворотах. Из-за этого во время тестов Патрезе несколько раз терял контроль над автомобилем.
Команда инженеров предусмотрела некоторые изменения для финальной версии ProCar. К сожалению, им так и не удалось реализовать эти усовершенствования, поскольку проект был в конечном счете закрыт в конце 1988 года.
Несмотря на все свои усилия Экклстоуну так и не удалось убедить других производителей взять на себя обязательства по ProCar, так что в конечном итоге серия так и не стала реальностью.
Сейчас один из двух когда-либо построенных ProCar 164 выставлен в музее Alfa Romeo. Гоночный V10, лежащий в основе проекта, позже был использован на ранней стадии разработки прототипа Alfa Romeo SE 048SP Group C, который также был закрыт на полпути.