Подорожали, но не сильно
Едва ударил первый холодок, предусмотрительные автомобилисты кинулись закупать зимнюю резину. И цены тут же поднялись... Как дальше жить, заволновались автолюбители, хватит ли шин в стране и будут ли они по карману трудящимся?
— Цены за год выросли процентов на десять — это вообще ни о чем, сравните с ценами на автомобили! — сказал «КП» автоэксперт Игорь Моржаретто. Сравниваем: по данным агентства «Автостат», новые машины за год подорожали примерно на 50%. Разница налицо.
Скромное подорожание шин можно отнести к главным особенностям нынешней осени.
— В прошлом сезоне цены были завышены, и осталось много непроданных шин, — сказал «КП» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — Так что сейчас нет особых предпосылок к тому, чтобы цены сильно росли. Работают наши заводы, остались некоторые иностранные производители, везут шины из Китая...
Продавцы попытаются, как всегда в начале сезона, поднять цены, но, думаю, потом обратно снизят. Это касается массового сегмента с размером 14 — 18 дюймов. Но на редкие размеры и шины тех производителей, которые ушли из России, например Michelin, цены могут подняться, особенно на зимние шипованные.
Китайцы подъехали
Другая особенность сезона — большое предложение китайских шин.
— Клиенты все чаще делают выбор в пользу китайских производителей, — рассказал «КП» директор по послепродажному обслуживанию компании «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов. — Преимущество шин из КНР — в их сравнительно низкой стоимости и широком ассортименте.
Но как выбирать? Китайский рынок для многих — это темный лес. Эксперты назвали «КП» несколько достойных, по их мнению, марок: это Sailun, Triangle, Hifly, Maxxis, GT Radial.
— На российский рынок вышло много новых китайских компаний, а те бренды, что уже известны российскому потребителю, усилили свои позиции, — рассказал «КП» технический директор сети автосервисов «Фит Сервис» Алексей Рузанов. — И если раньше китайская резина была значительно дешевле европейских, японских и корейских производителей, то теперь разница в цене не такая большая. По качеству китайские шины из премиального и среднего сегментов сопоставимы с «одноклассниками» из других стран.
— В Китае можно выделить как минимум топ-30 производителей — это заставляет их конкурировать между собой, в результате улучшается качество, снижаются цены, — рассказала «КП» гендиректор российско-китайской консалтинговой компании СиноРусс Сурана Раднаева.
Из того, что есть в России, эксперт в первую очередь отметила бренд Triangle Tire.
— Эти шины активно продают в приграничных с Россией провинциях, где бывают такие же холода, как и у нас, — говорит Раднаева.
Однако не все эксперты советуют китайскую «зиму».
— Шипованных там немного, а фрикционные шины (проще говоря, липучка. — Ред.) недотягивают до уровня таких производителей, как Nokian, Pirelli, Michelin, Continental, да и некоторых наших, — считает Максим Кадаков.
Тем не менее потребители уже распробовали новинку, и на сайтах продаж можно нередко встретить оценку лучших китайских шин на уровне не только снисходительных 3,9, но и высоких 4,6 — 4,8 балла из 5. Главный довод: «Ребята, да за такую цену!».
Еще одно интересное направление импорта- корейские шины. Например, Hankook, Kumho и Nexen- качество, говорят, выше среднего.
Шины с характером
Третья, а для нас, пожалуй, что и главная, черта нового сезона — практически завершилась трансформация шинного производства после ухода из страны крупнейших мировых концернов.
Ушла французская Michelin, ее предприятие в Подмосковье продано российской компании ООО «Пауэр Интернэшнл Шины». Но пока завод, как сообщили «КП» в компании, продукцию не выпускает.
Японская Bridgestone продает завод в Ульяновске. А вот итальянская Pirelli как работала, так и работает:2 шинных завода — в Воронеже и в Кирове.
Завод в Калуге, который раньше принадлежал немецкому концерну Continental, после его ухода из России вошел в российский холдинг «Кордиант».
— Нам остался бренд Gislaved, пока выпускаем и шины Continental и Matador, но они скоро сменят названия, — рассказали «КП» в АО «Кордиант».
Шины (рисунок протектора, состав резины) будут прежними, а название — другим. По такой же схеме сработали и на заводе во Всеволожске Ленинградской области. Еще недавно он принадлежал финскому концерну Nokian, а с марта 2023 года это уже российская компания Ikon Tyres.
— На рынке есть зимние шины Nokian Tyres, которые мы выпускали раньше, и шины Nordman без указания бренда Nokian, их выпускаем сейчас, — рассказали «КП» в Ikon Tyres.
Состав резины и протектор у Nordman тот же, что был и при финнах. А весной — летом следующего года модель сменит имя- на Character. В перекличке двух названий явно угадывается «характер — нордический». Тогда же начнется и производство премиальных шин Ikon Autograph- летний вариант станет полной реинкарнацией шин Hakka, а зимний- Hakkapelitta. Но с другим автографом на боковине.
А еще же есть и родные российские колеса! Помимо Cordiant, наиболее распространенные отечественные марки- это Viatti, Formula, Amtel, Kama. Так что шин в стране даже больше, чем нам надо, и очень приличного качества. Наши заводы, особенно те, что работали под иностранными марками, львиную долю продукции поставляли на экспорт.
Например, завод во Всеволожске, когда входил в Nokian, ⅔ своей продукции отправлял в 40 с лишним стран, сообщили в Ikon. А сейчас производят шины только для России, Белоруссии и Казахстана.
Так что не видать канадцам и «прочим разным шведам» наших шипованных колес.
Вопросы — ребром
Когда менять?
— «Переобуваться» в зимнюю резину стоит при температуре плюс 5 — 6 градусов, — советует Алексей Рузанов. — Лучше поменять резину до наступления первых морозов, чтобы избежать «дня жестянщика», когда на дороге собираются целые «паровозы» из машин на летней резине.
На зимних шинах можно ездить и в холода, и в оттепель, а вот летние задубеют при первых же морозах. Так что лучше чуть раньше «переобуться» в «зиму», чем подольше ездить на «лете».
Кстати, есть даже «народная примета» для переобувки: как начали топить батареи- бери зимние колеса и дуй в шиномонтаж.
Тем не менее, по данным агентства «Автостат», 51,4% россиян переобуваются только с первым снегом. А по температуре — только 8,4%.
Шипы или липучки?
— И при эксплуатации автомобиля в городе, и при поездках за город в условиях средней полосы России однозначно стоит выбирать шипованные модели, — говорит директор по сервису и запчастям «Авилон Hyundai» Вадим Стрельбицкий. — Они достойно ведут себя на снежном покрытии, не хуже нешипованных — на асфальте и превосходят на ледяном — самом коварном покрытии. Их единственный недостаток — повышенный шум.
Тем не менее, по данным агентства Автостат, 20% автомобилистов пользуются нешипованными шинами.
Как ездить на «свежих» покрышках?
Для того чтобы новые шипованные шины сохранились как можно дольше и хорошо тормозили, рекомендуется проводить их обкатку по сухому асфальту. Это дополнительный резон в пользу того, чтобы переобуться до первого снега.
Прокатывать шипы надо на скорости не выше 80 км/ч и на протяжении как минимум 300, а лучше 800 — 1000 км. В этом случае шипы плотно и равномерно притрутся к резине и потом будут меньше выпадать и эффективнее тормозить.
Когда покупать новую резину?
Это подскажут специальные индикаторы — бугорки в канавках протектора. Стерлась резина до бугорков — пора обновляться. И если выпало 70% шипов. Даже если все с виду в порядке, и для самых крутых колес максимальный срок 10 — 13 лет. После этого резина стареет и теряет свои свойства.
Владимир Перекрест