При какой температуре летние шины окончательно «дубеют»

Перед наступлением заморозков водители не успевают установить шины по сезону. До каких температур можно ездить «на лете»?

Водители не спешат менять летние шины на зимние, считая, что они заметно опережают последние по управляемости. Однако предел возможностей летней резины не безграничен — в холода наступает предел, после которого коэффициент сцепления резины резко падает, и колеса уже не могут хорошо держать дорогу.

Водители говорят, что колеса «дубеют», то есть становятся жесткими. Какова же критическая температура для летних покрышек?

Температура немного выше нуля

Производители шин называют критической температурой, при которой необходимо менять шины, плюс 7 градусов. Однако этот показатель условный и не является пороговым значением для свойств резиновой смеси, используемой в большинстве летних покрышек.

Производители лишь перестраховываются, чтобы обезопасить автомобилистов от случайного попадания в гололедицу, и стараются сподвигнуть их заранее подготовиться к холодам.

Между тем даже при более низких температурах летние шины ведут себя гораздо лучше, чем зимние. По результатам замеров журнала «За рулем» оказалось, что зимние колеса даже при минус 5 градусах имеют гораздо больший тормозной путь по сравнению с летними.

Если при торможении со 100 км/ч до 5 км/ч автомобиль с летними шинами проезжает около 40 метров, то на зимних фрикционных покрышках тормозной путь растягивался до 46 метров. А это почти полтора корпуса легковой машины.

Шина
Источник: legion-media / Kyryl Gorlov

При понижении температуры картина менялась несильно. Летняя резина на холоде становилась жестче и хуже вела себя в первые секунды после старта, однако через пару минут езды колеса разогревались под действием сил трения и вполне справлялись с торможением и маневрированием даже при 1−2 градусах тепла.

Ниже нуля

Около нуля летняя покрышка по-прежнему остается работоспособной, потому как ее сцепные свойства остаются лучше, чем у зимних колес, благодаря чему тормозной путь будет все равно меньше. Однако это справедливо только для сухого асфальта. Если пойдет снег или ударит мороз, который покроет мокрую дорогу тонким слоем льда, летние шины окажутся бесполезными, и автомобиль рискует потерять управляемость.

Летние шины не могут держаться за лед из-за состава резины. В этом отношении зимние покрышки намного превосходят летние, потому как они мягче, имеют специальный протектор с большим количеством ламелей, то есть нарезов, способных создавать хороший зацеп, а также сама резиновая смесь имеет лучший коэффициент сцепления на льду.

slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской
slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской
slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской
slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской
slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской

В общем, на летних шинах можно ездить исключительно до нулевой температуры. Если заморозок застал в пути и на дороге возникает риск образования гололедицы, то лучше снизить скорость до 60−70 км/ч и передвигаться максимально аккуратно, избегая резких маневров и торможений.

В метель со снегом и в гололед на летних шинах ездить категорически нельзя. Не стоит это делать и в сухую морозную погоду. Дело в том, что примерно при минус 5 градусах и ниже во время торможения от резкого нагревания покрышки провоцируется конденсация влаги в пятне контакта, которая замерзает на холодном асфальте и снижает силу трения. Автомобиль может поскользнуться на такой испарине. Поэтому лучше не рисковать и установить на автомобиль хорошие зимние колеса.