Аварийные комиссары рассказали chel.aif.ru, кто из водителей чаще всего попадает в аварии, зачем на дороге нужна «вафельница» и какие факторы влияют на снижение числа ДТП.
«Оба ехали на зелёный»
«Большинство водителей у нас, как водится, за быструю езду, поэтому очень часто стараются проскочить перекрёсток на последнем моргании жёлтого сигнала светофора, — рассказывает директор службы аварийных комиссаров Павел Кошкин. — Одному не хватает времени завершить маневр, другой резко начинает движение на свой разрешающий сигнал — в итоге они встречаются, а потом говорят, что оба ехали на зелёный. Такая ситуация не редкость».
Часто происходят «вспышки» аварий в отдельных районах. Где-то на дороге повышена скользкость, где-то слишком слепит водителей восходящее солнце.
«Аварийность повышается не только в снегопады и гололёд, но и в жару, — подчеркивает комиссар. — Десять лет назад в июне стояла страшная жара. Так вот в тот период количество ДТП было точно таким же, как в предновогодние дни. Сказалось не только состояние водителей, утомлённых высокими температурами: дело в том, что в сильную жару тормозная система тоже получает дополнительную нагрузку. И чем старее автомобиль, тем хуже работают тормоза».
О широких перекрёстках и «вафельнице»
На вопрос, какие перекрёстки в Челябинске самые проблемные в плане аварий, эксперт заявляет: все.
«Любой узловой перекресток, где пересекаются большие транспортные потоки, можно однозначно назвать проблемным, — считает Павел Кошкин. — Аварийность всегда повышена там, где появляются новые знаки, новые ограничения, новая разметка или ведутся дорожные работы. Хотя в последнее время водители стали более предусмотрительными, многие заранее просматривают нужный маршрут в онлайн-режиме, чтобы узнать, все ли светофоры на пути работают, нет ли пробок. И всё-таки ГИБДД оперативно выставляет регулировщиков на перекрёстках, где ломаются светофоры и высокий трафик в часы пик».
Сегодня на широких перекрёстках, где часто образуются заторы, появляется новая разметка, так называемая «вафельница» (жёлтые линии в виде ромбов). Она призвана решить проблему заторов.
«Допустим, автомобили едут на зеленый сигнал светофора, но за перекрестком пробка, поэтому, когда им загорается красный сигнал, водители вынуждены останавливаться на перекрестке, — объясняет замдиректора службы аварийных комиссаров Константин Кошкин. — Из-за этого не могут проехать перекресток машины из другого потока. И блокируется не одно направление, а пересечение дорог.
Вафельная разметка запрещает выезд на перекресток, если за ним затор. Такую разметку нужно постараться проехать как можно быстрее, на ней нельзя стоять дольше 5 секунд, в противном случае водителю грозит штраф в размере 1 тыс. рублей. Но пока люди к новой разметке привыкнут, пройдет время. К тому же пока неизвестно, будет ли видно эту разметку зимой».
В одной руке руль, в другой — телефон
Если автомобиль на дороге движется неадекватно, ниже скорости потока, не соблюдая рядность, сразу понятно: водитель занят телефоном.
«Люди пытаются совместить вождение автомобиля с общением в мессенджерах, просмотром новостной ленты или соцсетей, — сетует Константин Кошкин. — Естественно, отвлечение на них чревато проблемами. Но ни один человек, виновный в ДТП, никогда не сознается, что в момент аварии он был занят телефоном.
У меня всегда возникает вопрос к владельцам автомобилей, оборудованных системой Hands free (с англ. свободные руки), почему они не пользуются ею? Если есть возможность говорить по телефону без помощи рук, зачем его держать в руках?! Конечно, Hands free тоже отвлекает водителя, но, по крайней мере, у него руки свободны и он может совершить необходимый манёвр двумя руками, а не одной».
По статистике, которую приводят аварийные комиссары, 7 из 10 нарушителей ПДД свою вину в дорожном происшествии признают. Такие данные выводятся легко: из общего числа оформляемых ДТП 70% — это европротоколы. А их невозможно оформить, если участник ДТП отказывается признавать свою вину. 15% аварий — это действительно спорные ситуации. И ещё в 15% случаев приходится иметь дело с упрямыми людьми, не желающими ничего признавать и ничего подписывать. Хотя вину свою, как правило, они понимают.
Эксперты отмечают, что у современных водителей снизился уровень агрессии. Даже в утренние и вечерние часы пик.
«Ситуация на дороге отражает культурную составляющую в городе, — рассуждает Павел Кошкин. — Так что можно сказать, что Челябинск — город довольно культурный по сравнению с другими. Люди научились договариваться по европротоколу без особого проявления эмоций. Конечно, бывает, что участники ДТП устраивают “разборки”. Такие входят в озвученные выше 15% упрямых. Даже если это потерпевший, а не виновник, он будет недоволен обслуживанием аварийного комиссара, а затем и выплатой от страховой компании».
О таксистах и подставщиках
По-прежнему часто в ДТП попадают таксисты и водители маршрутных такси. Но специалисты связывают это с тем, что именно эти категории автомобилистов много ездят.
«У них пробег за три месяца по 100 тыс. километров, а чем чаще человек находится на дороге, тем по теории вероятности он чаще попадает в неприятности, — объясняет комиссар. — Сказывается усталость. Тарифы у таксистов изменились, а им же надо зарабатывать. Как говорится, волка ноги кормят. Поэтому и начинают пренебрегать правилами, “лихачить”. Но, кстати, по виновности — 50 на 50: то есть далеко не всегда в ДТП виноваты водители маршруток и такси».
Однако излишняя медлительность, по словам эксперта, тоже может стать источником неприятностей.
«Разрешённая скорость по городу — 60 км/ч, в потоке все обычно едут со скоростью 80 км/ч, — говорит Константин Кошкин. — Находятся скрупулезные водители, которые встают в средний ряд и упорно двигаются со скоростью 50 км/ч. Вроде бы ПДД они не нарушают, но тем не менее создают помеху на дороге, заставляют нервничать других и могут стать причиной аварии. Это как со старыми автомобилями, которых сегодня хватает на дорогах: владелец старого авто управляет им с особой осторожностью, поэтому тоже едет медленнее других. Закипел, к примеру, — остановился. Все начинают его объезжать, а при маневрировании происходит ДТП. То есть сам автоветеран в аварию не попал, но спровоцировал её».
Ещё одна категория тех, кто создаёт помехи на дорогах, — автоподставщики. Их можно разделить на две категории — профессионалы и любители. Первые профессионально подготавливают ДТП и совершают их. Но такие, как правило, аварийных комиссаров не вызывают. А если даже вызывают, то у них есть видеорегистратор, на котором зафиксировано спланированное ДТП. Столкновение с транспортным средством есть, а, следовательно, против таких аргументов не пойдешь. Вторая категория подставщиков провоцирует ДТП, чтобы включить в них уже имеющиеся повреждения своего авто. И те, и другие преследуют одну цель — нажиться на аварии.
«Чем больше видеокамер на дорогах города, тем меньше шансов у подставщиков, — говорит комиссар. — Под прицелом камеры автомошенничество провернуть сложнее, хотя некоторые всё же ухитряются. На снижение количества ДТП повлияли не только видеокамеры, расширение дорог и новые режимы светофорного регулирования. Есть ещё один интересный фактор — повсеместное снижение трафика. Снизился он в 2020 году, в пандемию коронавируса, когда многие поняли, что вполне себе могут работать дистанционно, и стали меньше ездить. Некоторые даже продали автомобили. И до сих пор автомобилей на дорогах меньше, чем до 2020 года. Утренние и вечерние затруднения в движении никуда не делись, конечно, но они перестали быть такими заметными, как раньше».
Наши собеседники попросили отметить, что их комментарии по всем вопросам достаточно субъективны и, возможно, вызовут несогласие у других аварийных комиссаров, а также сотрудников ГИБДД и страховых компаний.
Наталья Зверева