ГИБДД России и ГАИ Белоруссии будут обмениваться информацией обо всех нарушителях, включая тех, чьи транспортные средства попали в объективы дорожных камер. Штраф автовладельцам придет по почте. Сейчас из-за отсутствия координации ведомств многие владельцы автомобилей с белорусскими номерами штрафы просто не платят. Эксперты поддерживают инициативу и напоминают, что безнаказанно нарушают ПДД порой автомобили из Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
О планах заключить межгосударственное соглашение и наладить обмен информацией о нарушителях власти России и Белоруссии говорят давно. Сначала проект соглашения одобрили президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин, а 8 сентября 2022 года документ подписали главы МВД. Вчера соглашение ратифицировала Госдума. Цель инициативы, пояснил статс-секретарь МВД Игорь Зубов, — повысить безопасность дорожного движения.
Властям пока не удалось наладить полноценный контроль за нарушителями-иностранцами. Данных о количестве нарушений, которые совершаются россиянами в Белоруссии и белорусами — в России, нет. Известно, что за шесть месяцев 2023 года по вине граждан Республики Беларусь в РФ произошло 115 ДТП (против 104 за аналогичный период 2022 года), в которых погибло 25 человек.
В ведомственных базах имеются сведения лишь по некоторым автомобилям, и то при условии, что инспекторы установили эти сведения при проверке машин и после занесли их в систему. Таким образом, большинство нарушителей штрафы просто не платят.
После вступления соглашения в силу (его еще должны одобрить Совет федерации и президент Владимир Путин, поэтому точной даты нет) контроль за исполнением постановлений заметно упростится. Так, в случае, когда нарушителя остановил инспектор, после оформления протокола нарушителю дадут два месяца на уплату штрафа. Если этого не произойдет, ГИБДД России направит запрос в Белоруссию для исполнения постановления, к примеру, с помощью судебных приставов.
Более сложный алгоритм предполагается в случае фиксации нарушений автоматическими комплексами. Допустим, машина с белорусскими номерами превысила скорость: номер распознан, данных на автовладельца нет. ГИБДД России направит в ГАИ Белоруссии запрос предоставить данные собственника транспортного средства. После этого российская сторона сформирует постановление и отошлет по указанному адресу. Если через 60 дней штраф не уплачен, следует запрос на принудительное исполнение. Аналогичная схема будет действовать в отношении россиян, нарушивших ПДД на территории Белоруссии, но с учетом местных законов. Например, срок добровольной уплаты штрафа в республике — месяц, а не 60 дней, как в России. Кроме того, в Белоруссии водителей штрафуют за превышение скорости на 10−20 км/ч.
Если нарушитель совершил два или более правонарушения, они могут быть оформлены одним запросом. Запросы могут посылаться обычными письмами или в электронном виде, степень готовности технической части электронного обмена пока не ясна. По сведениям «Ъ», ГИБДД пробовала отправлять в Белоруссию тестовые пакеты со списками номеров машин, но ответа не дождалась. «Письмо счастья» в Белоруссию направляется, кстати, международным почтовым отправлением. Такая опция должна быть предусмотрена региональными контрактами с «Почтой России». По данным «Ъ», полгода назад большинство субъектов имели эту возможность, но не все.
«Инициатором соглашения, безусловно, была российская сторона. Ведь мы в свое время открыли пространство для белорусских автомобилей. Их приехало много, они эксплуатировались у нас в постоянном режиме без оглядки на камеры, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.— Основным интересантом была Москва, которая жаловалась, что владельцы машин c белорусскими номерами не платят за парковку и не получают штрафы. Соглашение мы поддерживаем, все водители должны быть в едином правовом поле». При этом господин Шапарин говорит, что в Москве и других городах много также машин с номерами Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Их владельцы также нарушают, за ними также следует установить контроль.
Иван Буранов.