К началу октября большинство автомобилистов сталкивается с необходимостью переобувки машины к приближающимся холодам. И если тип покрышек — шиповка или «липучка» (фрикционные) — для многих уже решенный вопрос, то выбор «часа икс» для визита на шиномонтаж все время вызывает споры, так как зависит от погоды и прогноза синоптиков.
Авто Mail выяснил у экспертов, когда менять резину на зимнюю в 2024 году, а также нужно ли после этого менять свои привычки за рулем. Заодно специалисты рассказали, требуется ли обкатывать новую резину и в чем опасность покупки подержанных покрышек.
Полезная информация о замене зимней резины
Летние шины (без маркировки М&S) | могут использоваться с марта по ноябрь |
Зимние ошипованные шины (с маркировкой М&S) | могут использоваться с сентября по май |
Зимние неошипованные шины (с маркировкой М&S) | могут использоваться круглый год |
Когда менять резину на зимнюю по закону
С 1 сентября вступило в силу требование использовать шины по сезону. Летом с июня по август запрещено ездить на зимних шипованных покрышках. А в зимние месяцы с декабря по март не допускается эксплуатировать летние шины. За нарушение этого требования водителя могут оштрафовать на 500 рублей. При этом запрет действует на автомобили с полной массой до 3,5 тонн.
При какой температуре менять шины на зимние
Лучше всего, отмечают в Минтрансе, поменять шины на зимние, когда выпадет снег. Шипы довольно сильно разрушают полотно, а также увеличивают тормозной путь. Кроме того, в дождливую погоду ездить на шипованной резине гораздо хуже, чем на обычной. Сильного влияния ночные заморозки не окажут.
В Минтрансе отметили, что поменять летнюю резину на нешипованную зимнюю уже вполне возможно, использование «липучки» более предпочтительно. Такая резина меньше вредит дорогам и обеспечивает хорошее сцепление на льду, снегу и «каше».
Сменить резину можно, когда среднесуточная температура составит +5 градусов. При более низких температурах летние шины теряют эластичность, что приводит к ухудшению сцепления протектора с дорожным покрытием.
«Основное отличие сезонных колес даже не в размерах, профиле или протекторе, а в составе самой резины, — рассказал Авто Mail.ru технический специалист «ЕвроАвто» Яков Финогенов. — Для работы при отрицательных температурах она должна быть достаточно мягкой, чтобы обеспечить необходимый зацеп, в то время как летние шины должны, наоборот, противостоять нагреву».
«При похолодании летняя резина «дубеет» и даже на чистом сухом асфальте не способна обеспечить эффективное торможение и устойчивость, — пояснил автоэксперт. — Поэтому главный индикатор необходимости замены летних колес — столбик термометра. Что примечательно, ориентироваться надо не на 0° С. Оптимальным порогом считается +5° С. Как стало прохладнее — пора на шиномонтаж, не дожидаясь гололеда или снега».
С какого числа менять резину в 2024 году?
Это зависит от региона. Обычно эксперты советуют менять резину на зимнюю, когда среднесуточная температура колеблется в районе +5 градусов. Также стоит поменять шины тем, кто часто ездит ночью или ранним утром. В это время есть шанс попасть на обледенелый участок дороги. Также эксперты советуют не затягивать со сменой шин до последнего. Лучше сделать это чуть заранее, чтобы обезопасить себя на дороге и не стоять в очередях на шиномонтаж.
Штрафы за резину не по сезону
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации содержат не так много требований. Некоторые из них актуальны уже более двух десятилетий.
Это требования к глубине протектора: на мотоциклах он не должен быть менее 0,8 мм, на грузовиках — 1 мм, легковых автомобилях и небольших грузовиках — 1,6 мм, автобусах — 2 мм. Зимняя шина должна иметь, как минимум, 4 мм протектора, чтобы обеспечивать минимально надежное сцепление.
Также автомобилистам давно знаком и запрет на использование поврежденных шин, у которых вылезли корд или «грыжа».
Не менее важно обеспечить установленные заводом-изготовителем машины параметры размерности и допустимой нагрузки шин. Узнать их можно в руководстве по эксплуатации. Во избежание потери устойчивости и управляемости на скользком или разнородном покрытии не ставьте разные по размерам, конструкции, протектору покрышки на одной оси.
А вот разные шины на разных осях техрегламент не запрещает, хотя с практической точки зрения это тоже зло, хоть и меньшее. Исключение только одно: нельзя комбинировать ошипованные и неошипованые шины. То есть сэкономить, поставив «шиповки» только на ведущую ось, не получится.
С этого года летом (с июня по август) запрещено ездить на зимних шипованных покрышках. А в зимние месяцы (с декабря по март) не допускается езда на летних шинах.
Вопросы и ответы
При замене зимней резины у автомоблистов зачастую возникают и другие важные вопросы. Отвечаем на самые часты.
Менять ли стиль вождения после установки зимних шин?
На устойчивость автомобиля, равно как и на безопасность поездок, в значительной степени влияет смена разных покрытий под колесами. Зимой, помимо чистого асфальта, это еще рыхлый или укатанный снег, а также лед. Да и характеристики зимней резины, обычно имеющей более мягкий состав, увеличенный профиль, высокий протектор и меньшую ширину, также вносят коррективы в управляемость.
Мнения экспертов о необходимости менять после «переобувки» манеру вождения расходятся. Директор по сервису «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов считает, что после замены летних шин на зимние лучше избегать резкого стиля вождения, особенно, если покрышки новые.
В то же время руководитель проекта по дополнительному оборудованию «АВИЛОН Mercedes-Benz» Вадим Волков уверен, что при переходе на зимнюю резину можно придерживаться и обычного стиля вождения. Однако первое время все же надо быть осторожными, чтобы привыкнуть к изменениям при торможении. Да и не лишним будет снизить скорость, а также увеличить дистанцию до других машин.
Надо ли «обкатывать» новые зимние шины
«Обязательно стоит обкатать новые шины — как шипованные, так и фрикционные, — уверены в ГК АвтоСпецЦентр. — В первом случае это необходимо, чтобы шипы окончательно заняли нужное положение в протекторе. А во втором обкатка требуется для удаления разделителя, используемого на заводах-производителях для облегчения снятия шины с формы. Оставаясь на резине, он ухудшает сцепление с дорожным покрытием. Еще одна причина для обкатки — необходимость стирания верхнего слоя протектора, под которым находятся водоотводящие каналы и рабочий слой шин».
По словам Якова Финогенова из «ЕвроАвто» правила обкатки шин просты:
- Не развивать скорость выше 70 км/ч;
- Не тормозить на грани блокировки колес;
- Не стартовать с места с пробуксовкой;
- Избегать ударной нагрузки на резину (наезд на бордюрный камень, проезд «лежачего полицейского» без снижения скорости);
- Контролировать давление.
Период обкатки для «липучек» по словам автоэксперта составляет порядка 300−500 км, для ошипованных покрышек — до 1000 км.
Чем опасна покупка подержанных зимних шин
В большинстве случаев автоэксперты сходятся во мнении, что приобретение б/у шин это своего рода авантюра и определенный риск. По словам Вадима Волкова из «АВИЛОН Mercedes-Benz», не рекомендуется приобретать бывшую в употреблении резину, так как нет гарантии, что она не бракованная или еще пригодна по сроку к эксплуатации.
«У любой шины есть свой срок годности. — пояснили Авто Mail.ru в «ЕвроАвто» — По его истечении эксплуатация становится опасной, даже если внешне колесо выглядит почти новым и на протекторе минимальный износ. Это особенно актуально для зимних колес». Как рассказал Роман Тимашов из «Автодома Алтуфьево», срок годности шин в среднем составляет 5−6 лет.
Как выбрать б/у зимние шины
Впрочем, если других вариантов по тем или иным причинам нет, то отдать предпочтение подержанным зимним шинам все же можно. В пресс-службе Авито утверждают, что покупка и установка б/у шин на автомобиль безопасна, если соблюдать определенные правила:
- Обратите внимание на возраст шин. По ГОСТ 4754–97 срок службы автомобильной резины — 5 лет с момента выпуска. Не покупайте б/у шины, если их возраст близок к предельному или превышает его.
- Покупая б/у резину, проверьте ее поверхность на наличие трещин, расслоения или следов ремонта. У шипованной резины не должно быть выпавших или подвижных шипов.
- Если высота протектора у б/у шины менее 4 мм, то ее дальнейшее использование небезопасно.
По данным маркетплейса, покупка комплекта покрышек сейчас обходится в среднем в 11 340 рублей. Причем из более чем 1,7 млн объявлений, размещенных на интернет-площадке, только в 40% предлагаются новые шины от магазинов и частных лиц. На долю резины с пробегом приходится до 60% предложений.
Источник: часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ http://www.kremlin.ru/acts/bank/17704/page/1