Поменять колесо — это, казалось бы, рутинная задача для большинства автомобилистов. Однако на деле возникают ситуации, когда водители сталкивается в этом вопросе со сложностями. Кто-то сомневается в правильности алгоритма действий, а кто-то не обзавелся необходимым оборудованием, другие боятся испачкать одежду или повредить автомобиль. Поменять колесо на автомобиле самостоятельно довольно просто, если следовать простым правилам.
Какие инструменты понадобятся для замены колеса
Для замены колеса понадобятся вещи, которые обычно находятся у водителя в багажнике.
Запаска или «докатка» (аварийное малоразмерное колесо) |
Домкрат |
Противооткатные упоры |
Ключ-балонник |
Ключ или переходник для секреток (если они есть) |
Фонарик |
Насос |
Перчатки |
Тряпки и средства для мытья рук |
Колесо можно пробить в том числе и в самый неподходящий момент — например, когда вы едете в костюме на деловую встречу. Коврик из салона автомобиля можно использовать во всех случаях в качестве подстилки, на которую можно опереться коленями.
Пошаговая инструкция для новичков как самостоятельно поменять колесо на автомобиле
Вне зависимости от того, на какой скорости произошел прокол или разрыв покрышки, главное — не паниковать. Плавно замедляемся, включаем аварийную сигнализацию и направляемся в сторону обочины.
Выберите безопасное место для остановки
Остановитесь на обочине дороги и включите аварийку. По возможности выберите хорошо просматриваемое место.
Зафиксируйте автомобиль, чтобы он не скатывался
Убедившись, что машина припаркована в безопасном месте, переведите рычаг коробки передач в положение P («Паркинг»), если у вас автомобиль с автоматизированной трансмиссией, или включите первую или заднюю передачу на автомобилях с «механикой». Заглушите мотор и затяните «ручник». Для максимально надежной фиксации автомобиля желательно использовать противооткатные упоры. На худой конец подойдут камни, кирпичи, бруски или доски. Закладываем их, в первую очередь, под колесо, которое находится по диагонали от поврежденной покрышки.
Ослабьте крепеж
Для этого вам потребуются инструменты, которые должны быть у каждого автомобилиста. Зафиксировав машину, подготовьте колесо. Если используются штампованные диски с декоративными колпаками, снимаем эти колпаки. В случае с литыми дисками, чтобы добраться до крепежа, в ряде случаев приходится снимать декоративные колпачки с гаек или откреплять накладки ступицы. В обоих случаях трудно обойтись без отвертки.
Получив доступ к крепежу, ослабляем гайки или болты на колесе. Достаточно провернуть их буквально на пол-оборота баллонным ключом. Если крепеж не поддается, можно нажать ногой, но плавно, избегая ударных усилий. Если же соединения закисли, поможет жидкий ключ или «вездесущая» смазка WD-40. Стронув болты или гайки, устанавливаем домкрат на твердой поверхности, приподнимаем автомобиль на 10−15 см и подкладываем запасное колесо под днище автомобиля. Так будет спокойнее. Ведь если автомобиль сорвется с домкрата, он упадет не на ступицу и не на тормозной диск, а ляжет порогом на «запаску».
Установите домкрат
Убедитесь, что домкрат стоит на твердой и ровной поверхности. Если вы ни разу не меняли колесо, первым делом загляните в автомобильный мануал, чтобы выяснить, под какие именно точки под днищем следует устанавливать домкрат.
В инструкции по эксплуатации наглядно (с иллюстрациями) показано, где находятся такие проушины для домкрата, а также как пользоваться этим приспособлением. В разных моделях такой функционал реализован по-разному. В большинстве случаев под упор выделены усиленные части порогов. Их можно определить по специальным выемкам, отверстий или «домиков». Также такие технологические площадки могут быть спрятаны под пластмассовыми накладками. Если же ставить домкрат просто под днище, велик риск замять как само днище, так и пороги.
Поднимите колесо
Поднимите колесо домкратом.
Открутите гайки
Действуйте осторожно, чтобы не сорвать резьбу
Замените колесо
Снимите пробитое колесо и установите на его место запаску или докатку.
Проверьте крепеж
Осмотрите визуально все крепления, чтобы убедиться, что они плотно затянуты.
Опустите машину с домкрата
Не торопитесь. Автомобиль надо опускать медленно и аккуратно, чтобы не повредить его.
Если движение по каким-то причинам оказывается невозможным (например, резина полностью разрушена, а колесный диск расколот), останавливаемся в своей полосе движения, надеваем светоотражающий жилет и как можно скорее выставляем за автомобилем знак аварийной остановки.
Если добрались до обочины, ищем максимально ровный и твердый (не рыхлый) участок дороги и также выставляем за автомобилем знак аварийной остановки. В населенных пунктах этот красный треугольник необходимо разместить в 15 метрах от «кормы» вашей машины, на загородной трассе — в 30 метрах.
Вопросы и ответы
Во время самостоятельной замены колеса могут возникнуть и другие вопросы. Отвечаем на самые частые из них.
Как проверить колесо после самостоятельной замены?
После самостоятельной замены колеса необходимо провести визуальный осмотр и убедиться, что крепеж установлен надежно. Кроме того, необходимо проверить давление в шинах − они не должны быть накачаны слишком сильно или слабо. Как контролировать давление в шинах? Об этом мы подробно рассказали в этом материале.
Рекомендуем также осмотреть установленную шину на предмет потертостей и других повреждений.
На что обратить особое внимание при самостоятельной замене колеса?
Перед использованием домкрата убедитесь, что он не имеет повреждений и серьезных следов износа. Если же во время подъема домкрат начал двигаться неравномерно, трещать, вибрировать или смещаться, как можно быстрее опустите кузов и выясните причину проблемы. Нередко она состоит в том, что площадка под домкрат неровная или зыбкая. В этом случае сделайте корректировки в позиции домкрата, чтобы он стоял ровно.
Нередко выйти из ситуации помогает доска, которую подкладывают под основание домкрата. Подняв машину, немного покачайте ее, чтобы убедиться в надежности опоры. Чтобы минимизировать риски, можно использовать специальные подпорки. Речь идет о специальных регулируемых стойках.
Какие бывают домкраты для «легковушек»?
Большинство домкратов относятся к трем основным категориям — механические, гидравлические и пневматические. По конструкции выделяют винтовые, реечные, бутылочные, подкатные и надувные домкраты. Винтовые и реечные подъемники являются чисто механическими устройствами, в бутылочных и подкатных используется гидравлика, надувные действуют на основе подкачиваемых подушек.
При этом львиная доля «легковушек» комплектуется удобными, легкими и компактными ромбическими домкратами (разновидность винтовых). Такое устройство состоит из четырех рычагов и винта, соединяющего боковые вершины ромба. При вращении винта верх и низ домкрата расходятся, и происходит поднятие кузова. К сожалению, ромбические домкраты имеют ограничения по весу. Как правило, они способны поднимать кузов массой 1−1,5 тонны. К минусам относят также низкую устойчивость на неровных поверхностях и небольшую опорную пяту.
В чем может быть опасность при самостоятельной замене колеса?
Имеет смысл заранее проверить давление в запаске и при необходимости подкачать колесо. Сделав это, прижимаем новое колесо к креплению так, чтобы совпали технологические отверстия. Это будет сделать проще на моделях, где на ступице имеются направляющие.
Если же колесо надевается просто на штыри с резьбой, следует действовать аккуратно, чтобы не сорвать резьбовую нарезку. Гайки или болты затем нужно закрутить сначала от руки по диагонали или крест накрест, чтобы колесо не перекосило. Теперь подтяните крепления ключом с небольшим усилием, чтобы машина не слетела с домкрата. Опустите автомобиль на землю ручкой домкрата, и только теперь окончательно закрепите болты максимально крепко.
Какие особенности при замене колеса стоит учитывать зимой?
Безопасность при замене колеса – это важный аспект, который необходимо учитывать при любом обслуживании и ремонте автомобиля.
1. Используйте светоотражающий жилет. При проведении работ на дороге или рядом с ней, особенно в условиях недостаточной видимости зимой, наденьте светоотражающий жилет. Это поможет водителям заметить вас и избежать наезда.
2. Когда автомобиль находится в поднятом состоянии, не просовывайте руки в арки. Домкрат, установленной на скользкой поверхности может соскочить и травмировать.
3. Не ложитесь под автомобиль, который стоит на домкрате. При подъеме автомобиля на домкрате, не пытайтесь залезть или лечь под него. В любой момент он может сорваться, что может привести к опасным последствиям.
4. Не раскачивайте поддомкраченный автомобиль. Если вы подняли автомобиль на домкрате не пытайтесь раскачивать его или прыгать на нем. Это может нарушить устойчивость домкрата и вызвать падение автомобиля.
5. Крепежные элементы ни в коем случае нельзя смазывать маслом, солидолом или другими смазками. Нанесение неподходящей смазки на резьбу может привести к недостаточной затяжке или, наоборот, перетяжке болтов или гаек. Это может привести к разрушению резьбы и дополнительным расходам на замену крепежных элементов или даже ступицы.
6. Если на резьбе присутствует какая-либо смазка, необходимо ее удалить, перед тем как приступить к затяжке. Это поможет избежать проблем в будущем и обеспечить надежную фиксацию колесных креплений.
Особенности установки и использования «докатки»
«Докаткой» называют аварийное запасное колесо с размерами диска и шины, отличающимися от таковых у штатных колес. Такое малоразмерное колесо рекомендуют устанавливать исключительно на заднюю ось. Причем, в некоторых случаях такая операция становится возможной только при двойной перестановке колес. Если не следовать инструкции, то, например, зимой с «докаткой», установленной спереди, можно столкнуться с целым рядом проблем — от ухудшения управляемости до невозможности «взять» скользкий и крутой подъем.
В любом случае, если вместо запасного колеса пришлось поставить «докатку», необходимо соблюдать рекомендации, указанные в ПДД и автомобильных мануалах. В последнем случае, не рекомендуется ехать на скорости больше 50−80 км/ч (в зависимости от модели), а дистанция не должна превышать 80−100 км.
Как следует менять колесо на больших SUV?
Если у вас автомобиль повышенной проходимости, например, рамный внедорожник с неразрезными мостами, иногда проблематично поставить домкрат под соответствующую площадку у порога. В ряде случаев может не хватить либо высоты домкрата, либо вы просто не сможете вывесить колесо из-за больших ходов подвесок. Поэтому при замене колеса, к примеру, на проселке, у крупных внедорожников домкрат ставится либо под чулок моста, либо под нижний рычаг подвески. Причем для таких целей используется не легковой ромбический домкрат, а более мощный и надежный стоечно-винтовой. В таком случае домкрат ставят как можно ближе к внутренней части колеса. Не стоит ставить домкрат под картер редуктора моста. В таком случае может подняться вся передняя ось, то есть сразу два колеса.