«Развитие Центрального транспортного узла станет импульсом для экономического роста как в столичном, так и в других регионах, — заявил заммэра Максим Ликсутов. — Новый быстрый и комфортный транспорт повысит мобильность жителей, будет способствовать строительству нового жилья, росту деловой активности, расширению малого и среднего бизнеса».
Напомню, сейчас на территории московской агломерации работают четыре диаметра. Каждый из них позволяет не только связать столицу с ближним Подмосковьем, но и пересечь мегаполис насквозь за 45 минут без пробок. Кроме того, диаметры строятся на перспективу. Уже сейчас сами масштабы агломерации расширились далеко за пределы ЦКАД. В Москву едут на работу жители Калуги, Твери и многих других региональных центров. Речь идет и об увеличении делового туризма из этих регионов. До Москвы проще всего доехать именно на поезде — на автомобиле по пробкам намного дольше, а самолеты доставят лишь в аэропорт, а оттуда до центра еще доехать надо. Поэтому и было принято решение удлинить все линии диаметров, они позволят напрямую быстро добраться до деловых кварталов Москвы из региональных центров.
Согласно плану, представленному Максимом Ликсутовым, первый диаметр продлят от Лобни до Калязина, а от Одинцова — до Можайска, в перспективе — и до Смоленска. Крайними точками маршрута D2 станут Ржев и Тула, D3 — Тверь и Рязань, D4 — Иваново и Калуга. Наконец, пятый диаметр, который сейчас проектируется, призван соединить Кострому и Новомосковск. D5 — один из самых сложных транспортных проектов в мире, так как часть пути для него проходит через центр Москвы. Для этого в плотно застроенном городе придется строить тоннель, иначе просто невозможно соединить Ярославский и Павелецкий радиусы.
Сейчас ведется проработка технических решений по протяженности тоннеля, его размеру и расположению. По предварительным прикидкам сотрудников стройкомплекса, длина тоннеля составит от 10 до 12 км в зависимости от трассы прохождения, связанной с подземной геологией и другими особенностями. Скорее всего, при его строительстве будут использованы 10-метровые тоннелепроходческие щиты-гиганты. Они уже есть у городских метростроителей.
Согласно базовой концепции, поезда диаметра будут ходить наряду с привычными экспрессами и дадут возможность россиянам выбирать наиболее удобные для себя маршруты. Пока детали программы находятся на согласовании, но концептуальное одобрение уже есть. Проезд в продленных МЦД можно будет оплачивать московской «Тройкой», которая и так уже работает в целом ряде регионов.
Программу расширения зоны влияния МЦД планируется реализовать к 2030 году. В общей сложности диаметры пройдут по территории 11 крупных регионов.
По оценкам столичного департамента транспорта, с запуском продленных диаметров существенно сократятся интервалы движения поездов до региональных центров — от 2 до 6 раз.
Кроме того, пассажиры, скорее всего, смогут и существенно экономить на проезде. Именно так происходило с открытием всех существующих МЦД, когда они приходили на смену обычным электричкам. Причем экономия получается очень существенная — для многих пассажиров проезд стал в три-четыре раза дешевле.
Тарифная система для продленных диаметров за пределами действующих маршрутов пока не обсуждалась: сначала нужно принять решения по типам поездов, графику и интенсивности движения. «Базовый тариф должен предусматривать возможность удобной пересадки и интеграции с другими видами транспорта», — подчеркнул Максим Ликсутов, отметив, что тарифы могут быть основаны на действующей билетной системе столицы. Кроме того, МЦД станут драйвером развития бизнеса по всей Центральной России, полагает Максим Ликсутов. Во всяком случае в Москве количество малых предприятий на линии недавно открытого МЦД-3 выросло в три раза. Об этом можно судить по данным ФНС, где регистрируются все вновь устанавливаемые кассовые аппараты.
На данный момент диаметры органично влились в структуру московского транспорта: уже появились пассажиры, которые предпочитают передвигаться по городу именно на поездах МЦД. Самой протяженной линией наземного метро признал четвертый диаметр, связавший Апрелевку, Внуково и Железнодорожный, протяженность линии уже сейчас составляет 86 км. Ежедневно им пользуются 230 тыс. пассажиров. Станции с наибольшим приростом потока — Железнодорожная, Нижегородская, Аминьевская, Апрелевка и Минская. Сейчас на диаметре 36 станций, скоро откроют еще две.
Сергей Буланов