Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН

До 22 октября в Музее Гаража особого назначения ФСО России проходит выставка «Медицина — двигатель истории. Четыре века на службе государству». Автомобильная экспозиция выставки — кареты скорой помощи родом из СССР
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН

Зал сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России снова удивляет: сейчас здесь проходит выставка, посвящена медицине, первым лицам Российского государства и, конечно же, машинам скорой помощи.

Чтобы полноценно обеспечить транспортом больницы и поликлиники Советского Союза, на базе ГАЗ-М20 «Победа», разработанной в 1945 году, была создана ГАЗ-М20 «Победа» модификация «Скорая помощь».

Она стала первым советским легковым автомобилем скорой помощи, производство которого было налажено серийно. На крышу таких автомобилей устанавливали фару с красным крестом, а на бортах кузова наносили надпись «Скорая помощь». Чтобы разделить шоферское отделение от помещения для врача и пациента, в салоне устанавливалась перегородка со стеклом и акустическим окном для переговоров врача с водителем.

Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН

Носилки вкатывались в салон со стороны багажника, немного наискосок, поскольку места внутри было мало. Сиденье для врача находилось справа, на окна добавили шторки, над пациентом находился дополнительный плафон освещения.

С 1951 по 1960 год выпускалась машина скорой помощи ГАЗ-12Б. Она была создана на базе ЗИМа. На крышу также устанавливалась фара с красным крестом, а на кузов наносилась надпись «Скорая помощь». На переднее крыло могла устанавливаться фара-искатель.

Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН

В салоне автомобиля была перегородка, откидные сиденья для санитара с врачом и место для носилок, но из-за узкого пространства они вновь располагались немного наискосок. За счет мощного двигателя и применения гидромуфты в трансмиссии санитарный ЗИМ отличался самым плавным и мягким ходом среди всех советских карет скорой помощи 1950-х годов.

Выпуск медицинской «Победы» завершился в 1958 году, а ГАЗ-12Б — в 1960-м. После этого в истории советских легковых санитарных машин была небольшая пауза. Только в 1962 году на Горьковском автомобильном заводе началось производство санитарной версии ГАЗ-22Б.

Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН

Отличительная символика машины осталась такой же: фонарь с красным крестом на крыше и фара-искатель. На салонную перегородку был добавлен откидной столик для медицинского оборудования или лекарств. Носилки в салоне располагались слева, сиденья врача и санитара — справа. Переднее откидное сиденье складывалось к перегородке кабины, открывая доступ ко второму.

Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН

В 1962 году на Рижской автомобильной фабрике стартовало производство автомобилей скорой помощи на базе микроавтобуса РАФ-977 «Латвия». Санитарная модификация называлась РАФ-977И. Микроавтобус вмещал двое носилок, которые располагались одни над другими, и четырех сопровождающих пациента. Экземпляр, представленный на выставке, часто снимается в кино- и телепроектах.

Впервые санитарная модификация на базе правительственного ЗИЛа появилась в 1975 году — это был созданный по заказу 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР ЗИЛ-114А. Всего было выпущено два экземпляра автомобиля.

Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН

Санитарные модификации также создавались на базе ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047, и во случаях индекс такой модификации назывался ЗИЛ-41042. Эти автомобили включались в правительственный кортеж, и, чтобы они не выделялись, окрашивались в черный цвет, за что получили имя «Черный доктор». Салон был рассчитан на шесть человек, включая охранника.

На латвийском заводе РАФ с 1968 по 1982 год производились специальные санитарные автомобили ГАЗ-13С с кузовом универсал, созданные на основе ГАЗ-13А «Чайка», отличавшейся от базовой модели ГАЗ-13 наличием перегородки в салоне.

Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН

А еще санитарные «Чайки» строились в ГДР на автомобилестроительном предприятии Sachsenring Automobilwerke, такие версии носили название GAS-T13 Tschaika Ambulanz. На фото слева именно такой автомобиль.

Первые санитарные модификации «Чайки» с индексом ГАЗ-14 стали выпускать на Рижской автомобильной фабрике в 1982 году, когда прекратили постройку ГАЗ-13С. Новая модель скорой помощи получила индекс ГАЗ-РАФ-3920.

Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН

Салон автомобиля принципиально не отличался от ГАЗ-13С: здесь была перегородка, место для носилок, откидные сиденья, медицинская аппаратура, система спецсвязи. Было изготовлено всего пять РАФ-3920.

Отдельное внимание создатели выставки уделили историческим предметам и рассказу о жизненном пути и профессиональных достижениях лекарей, отвечавших за здоровье первых лиц Российского государства, о чем повествуют информационные стенды на стенах.

Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН
Родом из СССР: автомобили скорой помощи в Музее ГОН

Выставка «Медицина — двигатель истории. Четыре века на службе государству» проходит в зале сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России и завершится 22 октября.

Светлана Парфенова