Чтобы полноценно обеспечить транспортом больницы и поликлиники Советского Союза, на базе ГАЗ-М20 «Победа», разработанной в 1945 году, была создана ГАЗ-М20 «Победа» модификация «Скорая помощь».





Она стала первым советским легковым автомобилем скорой помощи, производство которого было налажено серийно. На крышу таких машин устанавливали фару с красным крестом, а на бортах кузова наносили надпись «Скорая помощь». Чтобы разделить шоферскую кабину от отделения для врача и пациента, в салоне устанавливалась перегородка со стеклом и акустическим окном для переговоров медиков с водителем.
Носилки вкатывались в салон со стороны багажника, немного наискосок, поскольку места внутри было мало. Сиденье врача находилось справа, на окна добавили шторки, над пациентом находился дополнительный плафон освещения.





С 1951 по 1960 год выпускалась машина скорой помощи ГАЗ-12Б. Она была создана на базе ЗИМа. На крышу также устанавливалась фара с красным крестом, а на кузов наносилась надпись «Скорая помощь». На переднее крыло могла устанавливаться фара-искатель.
В салоне автомобиля тоже была перегородка, откидные сиденья для санитара с врачом и место для носилок, но из-за узкого пространства они и здесь располагались немного наискосок. За счет мощного двигателя и применения гидромуфты в трансмиссии санитарный ЗИМ отличался самым плавным и мягким ходом среди всех советских карет скорой помощи 1950-х годов.





Выпуск медицинской «Победы» завершился в 1958 году, а ГАЗ-12Б — в 1960-м. После этого в истории советских легковых санитарных машин была небольшая пауза. Только в 1962 году на Горьковском автомобильном заводе началось производство санитарной версии ГАЗ-22Б.
Отличительная символика машины осталась такой же: фонарь с красным крестом на крыше и фара-искатель. На салонную перегородку был добавлен откидной столик для медицинского оборудования или лекарств. Носилки в салоне располагались слева, сиденья врача и санитара — справа. Переднее откидное сиденье складывалось к перегородке кабины, открывая доступ ко второму.





В 1962 году на Рижской автомобильной фабрике стартовало производство автомобилей скорой помощи на базе микроавтобуса РАФ-977 «Латвия». Санитарная модификация называлась РАФ-977И.
Микроавтобус вмещал двое носилок, которые располагались одни над другими, и четырех сопровождающих пациента. Экземпляр из запасников Музея Гаража особого назначения часто снимается в кино- и телепроектах.





Впервые санитарная модификация на базе правительственного ЗИЛа появилась в 1975 году — это был созданный по заказу 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР ЗИЛ-114А. Всего было выпущено два экземпляра автомобиля.





Санитарные модификации также создавались на базе ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047, и во случаях индекс такой модификации назывался ЗИЛ-41042. Эти автомобили включались в правительственный кортеж, и, чтобы они не выделялись, окрашивались в черный цвет, за что получили имя «Черный доктор». Салон был рассчитан на шесть человек, включая охранника.
На латвийском заводе РАФ с 1968 по 1982 год производились специальные санитарные автомобили ГАЗ-13С с кузовом универсал, созданные на основе ГАЗ-13А «Чайка», отличавшейся от базовой модели ГАЗ-13 наличием перегородки в салоне.





А еще санитарные «Чайки» строились в ГДР на автомобилестроительном предприятии Sachsenring Automobilwerke, такие версии носили название GAS-T13 Tschaika Ambulanz. На фото слева именно такой автомобиль.
Первые санитарные модификации «Чайки» с индексом ГАЗ-14 стали выпускать на Рижской автомобильной фабрике в 1982 году, когда прекратили постройку ГАЗ-13С. Новая модель скорой помощи получила индекс ГАЗ-РАФ-3920.





Салон автомобиля принципиально не отличался от ГАЗ-13С: здесь была перегородка, место для носилок, откидные сиденья, медицинская аппаратура, система спецсвязи. Было изготовлено всего пять РАФ-3920.
Хранятся в коллекции Музея Гаража особого назначения и исторические предметы, рассказывающие о жизненном пути и профессиональных достижениях лекарей, отвечавших за здоровье первых лиц Российского государства.





Запасники Музея ГОН не перестают удивлять невероятными артефактами из прошлого и бережно хранящейся вместе с ними автомобильной истории нашей страны.