Что чаще всего ломается в подвеске
Амортизаторы
Пружинная подвеска различных моделей содержит, в основном, одни и те же компоненты, которые, по большому счету, являются «расходниками». Скажем, амортизаторы на дорогах России выхаживают в среднем 70−100 тысяч км пробега.
Их главная болезнь — выход масла или газа за пределы герметичного цилиндра. Чаще всего это происходит из-за повреждения уплотнителей, которое провоцирует как естественный износ, так и ударные нагрузки, особенно зимой на неразогретой машине.
Не реже амортизаторов выходят из строя их опоры. В обоих случаях проблема проявляет себя характерными стуками и масляными пятнами в районе крепления и резиновых прокладок.
Пружины
Пружины, выработав свой ресурс, равно как при экстремальных нагрузках и из-за ошибок при установке, имеют тенденцию лопаться. Неисправную пружину легко определить по перекошенному положению автомобиля, изменению клиренса и углов установки колес.
Рычаги и их сайлентблоки
Рычаги и запрессованные в них сайлентблоки быстро выходят из строя из-за езды по разбитым дорогам. Чаще всего эти элементы страдают от попадания колеса в яму при торможении.
В корпусе стального рычага может появиться трещина, а алюминиевые детали гнутся. Резиновые элементы сайлент-блоков убивает дорожная химия, влага, перепады температур и ударные нагрузки.
Шаровые опоры
Чаще всего проблему провоцирует поврежденный пыльник шаровой опоры. Низкие температуры также отрицательно влияют на гибкость резиновых пыльников, что приводит к их растрескиванию, а затем и разрушению. Езда на высокой скорости по разбитым дорогам также быстро изнашивает шаровые опоры.
Стойки стабилизатора поперечной устойчивости
Сильнее всего стойки стабилизатора реагируют на поперечные нагрузки, например, диагональное вывешивание. Помимо износа опор самого стабилизатора самый распространенный недуг стоек — вырывание пальца из шарнира в результате игнорирования водителем дорожных неровностей.
Рулевые тяги и рулевая рейка
Механизм рулевой рейки выходит из строя по следующим причинам: движение по неровным дорогам, наезды на бордюры, езда по тяжелому бездорожью, стоянка автомобиля зимой с вывернутыми колесами, резкие повороты руля при движении на непрогретом автомобиле в мороз, а также попадание песка, грязи и влаги в механизм рулевой рейки из-за поврежденных пыльников.
Почему не стоит «хитрить» при проезде лежачих полицейских
Агрессивная езда и извечная спешка, типичная для жителей мегаполисов, заставляет многих водителей не церемониться с дорожными неровностями. Есть водители, которые не считают нужным сбрасывать скорость перед ямами, дорожными стыками и «лежачими полицейскими», причем этим грешат как неопытные владельцы, так и «шумахеры», беспардонно убивающие, к примеру, машины каршеринга. Последствия во всех случаях одинаковые — элементы ходовой в ускоренном темпе выходят из строя.
Возьмем, к примеру, проезд на высокой скорости «лежачих полицейских». Если взять за привычку преодолевать такие препятствия на скорости 30−40 км/ч, ударные нагрузки будут воздействовать едва ли не на все элементы ходовой части. Прежде всего будут страдать резиновые «расходники»: втулки стабилизатора, сайлентблоки, равно как рычаги и шаровые опоры. И это не говоря о том, что «травмируются» диски и шины.
Например, при каждом ударе о неровность армирующие корды резины теряют запас прочности, штампованные диски гнутся, а в «литье» образуются трещины.
Не менее вредно переезжать «лежачего полицейского» с выжатой педалью тормоза — подвеска будет нагружаться, и удары по элементам шасси будут куда серьезнее, чем при разгруженной подвеске, когда вы оттормаживаетесь перед «лежачим» и переезжаете его, убрав ногу с педали тормоза.
Некоторые водители считают, что перехитрили систему, проезжая «лежачего» по диагонали, колесами сначала одного борта, потом другого. Фактически же такая манера усиливает нагрузку на элементы шасси со стороны препятствия. Помимо амортизаторов с одного борта, нагружается также стабилизатор поперечной устойчивости и его стойки.
Почему нельзя гнать по разбитой дороге
Если не церемониться со скоростью на сильно разбитой дороге, подвеска не будет успевать отрабатывать дорожные изъяны. Колеса будут сначала зависать в воздухе, а потом врезаться в дорожные выступы. Основной удар на себя при этом будут принимать опоры стоек, сайлентблоки, стабилизаторы и стойки стабилизаторов. Полуоси, шрусы и крепления шаровых опор при ударе колес о кромку ямы также могут выйти из строя.
Поломка пружин при таком раскладе тем вероятнее, чем больше износ амортизаторов. Серьезно страдает также и рулевое управление. Наконечники рулевых тяг разбалтываются, тяги гнутся, выходит из строя рулевая рейка. Не исключены также повреждения колесных дисков и пробои шин. Считается, что если проезжать яму на скорости менее 30 км/ч, шансы не навредить подвеске резко возрастают.
Почему амортизаторы следует прогревать
Когда зимой водитель срывается с места на толком непрогретой машине, повышенному износу подвергаются не только мотор и трансмиссия, но и элементы шасси. На морозе масло густеет и перестает должным образом циркулировать по каналам. Отсутствие или дефицит смазки ведет к образованию задиров на штоках и потере герметичности уплотнений внутри амортизаторов. Одним словом, у любителей погонять зимой на «холодную» демпферы могут начать течь.
Загустевшее масло может пробить уплотнители штока и вызвать деформацию пластин клапанного механизма. Отсюда вывод — амортизаторы при минусовой температуре за бортом можно и нужно прогревать. Для этого следует после старта проехать пару километров в неспешной манере.
Как подвеску убивает перегруз
Грузоподъемность среднестатистической «легковушки» редко превышает 500 кг. Это, примерно, 4−5 пассажиров и 100 кг багажа. Этот вес в идеале должен равномерно распределяться по всему кузову. Однако нередко случается, что какой-нибудь дачник загружает багажник до отказа, да еще и сажает на задний ряд самых увесистых родственников. В результате упругие элементы задней подвески попросту не справляются.
Пружины и амортизаторы полностью сжимаются, и амортизации в должном объеме не происходит. Толчки от ям и кочек начинают передаваться непосредственно на кузов, увеличивая ударные нагрузки. Помимо амортизаторов страдают упорные подшипники, сайлентблоки и шаровые опоры.
Что будет, если не ремонтировать подвеску
Водители, которые не проводят регулярный технический осмотр и ремонт подвески серьезно уменьшают ее ресурс. Езда на машине с «уставшей» подвеской становится опасной.
Изношенные амортизаторы уменьшают сцепление колес с дорогой, возникает так называемое рыскание автомобиля, что особенно опасно на высоких скоростях. Изношенные подшипники колес также могут вызвать утрату контроля над автомобилем, особенно в поворотах. Утечки масла из амортизаторов помимо ухудшения управляемости и роста ударных нагрузок на шасси могут сыграть роковую роль, если колеса автомобиля начнут скользить на вытекающей из демпферов смазке. Поврежденные пружины также нередко становятся причиной неадекватных реакций авто на управляющие действия.
Как подвеску убивают аккуратные водители
Многие наверняка наблюдали за тем, как о подвеске радеют аккуратные водители. Тут и торможение почти до полной остановки даже перед маленькой ямкой, и сверхмедленный переезд «лежачих полицейских» и аккуратная езда по проселку. Такая забота о ходовой, особенно если она возведена в принцип, нередко выходит таким водителям боком.
Дело в том, что работа подвески исключительно по одной амплитуде вредна не меньше, чем неаккуратная езда по ямам. Например, если водитель привык переваливаться через «лежачего полицейского» на черепашьей скорости по диагональной траектории, на штоке и поршне демпфера будет образовываться выработка — характерная ступенька. Если машина такого водителя влетит в глубокую яму, образовавшаяся в амортизаторе канавка может повредить уплотнительную резинку, и стойки могут с временем потечь.
Та же история — с «тихоходами», считающими, что ползание в городском трафике — залог долговечности подвески. Происходит же все ровным счетом наоборот. При минимуме нагрузок на ходовую диапазон работы шарнира на втулке шаровой опоры, сужается, смазка на всей площади детали пересыхает, и возникает риск получить задиры и канавки. Теперь лишь стоит изменить манеру езды (например, выехать на пересеченную местность), и образовавшийся выступ может повредить втулку и разорвать пыльник, спровоцировав, быстрый износ шаровой опоры.
Отсюда очевидный вывод: подвеска должна работать не в тепличных, но и не в экстремальных условиях. Неосторожная и агрессивная езда оказывает на подвеску столь же негативное воздействие, как и рафинированно спокойное и плавное вождение.