В Зеленограде не мигает зеленый

Мэрия Москвы в рамках эксперимента отключила на некоторых светофорах в Зеленограде мигающий зеленый сигнал, который раньше загорался перед включением желтого и красного. В ЦОДД Москвы пояснили: водители используют переходную фазу не для замедления, как это записано в ПДД, а для ускорения, что провоцирует аварии. Реакция как минимум части жителей на нововведения оказалась негативной, некоторые из них уже проводят голосования и пишут жалобы. Одни эксперты ожидают роста числа ДТП на перекрестках зимой, другие считают, что жители со временем привыкнут, а аварий не будет

Жители Зеленограда заметили новый режим работы местных светофоров несколько дней назад, в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) подтвердили, что в округе проводится эксперимент. На 31 перекрестке переключение с зеленого сигнала на желтый теперь происходит сразу, без «мигающего» зеленого, как раньше. «Зеленый мигающий информирует водителей о том, что они должны плавно сбросить скорость, — пояснили в ЦОДД.— Но на практике вместо этого автомобилисты начинают разгоняться в попытке проскочить перекресток. Это приводит к столкновениям, а высокая скорость существенно снижает шансы участников ДТП выжить». В ЦОДД ссылаются на опыт Испании, Германии, Бельгии и других стран, где после зеленого сразу включается желтый.

светофор
Источник: Алексей Мальгавко / Коммерсантъ

Раньше до 80% водителей, проезжая перекрестки в Зеленограде, ускорялись на мигающий зеленый, рассказал «Ъ» гендиректор компании «Спецдорпроект» Константин Антонович (подрядчик ЦОДД по обслуживанию светофоров, камер и т. д.). «“Пилот” уже идет вторую неделю, аварийность не выросла, а число ускоряющихся в момент переключения фазы с зеленого на желтый сократилось более чем в шесть раз, — заявил он.— Мы еще добавили дополнительные три секунды в фазу красного света, в этот момент он горит со всех сторон перекрестка. Это так называемая фаза успокоения. Никто не едет и врезаться в друг друга не может».

Нововведение вызвало крайне негативную реакцию жителей Зеленограда — это видно по реакции в местных пабликах.

«ЦОДД, иди тренируйся на кошках, а не на живых людях», — написал пользователь Артем Ж. «Они думают, что если включится желтый, то машины резко встают, это как маятник рукой остановить», — добавляет Денис Ф. «Это полная жесть, вчера ощутил на себе... сначала думал, только один светофор неисправен, потом догадался, что вся система так ведет себя», — жалуется Роман О. «День жестянщика наступит раньше», — шутит один из комментаторов. Портал «Зеленоград.ру» провел опрос среди 2,8 тыс. человек, показавший, что 85% читателей не поддерживают решение ЦОДД. Некоторые уже направили жалобы и запросы в организацию. Решение о новой работе светофоров, по данным «Ъ», с ГИБДД не было согласовано, впрочем, законодательство этого и не требует.

Мнение экспертов разделилось. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что теперь вырастет число наездов машин друг на друга в попутном направлении (негативный тренд, по данным «Ъ», уже фиксируется через систему видеонаблюдения по камерам в Зеленограде). «Зимой будет еще хуже, потому что на перекрестках будет гололед, — прогнозирует Петр Шкуматов.— Возможно, будут собираться целые “паровозики” из столкнувшихся машин». Ведущий специалист Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрий Попов считает, что нововведение приведет к заторам, поскольку по факту суммарное время разрешающего сигнала светофора сократилось, а красного — увеличилось.

Нет ничего плохого в эксперименте, считает глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский: при внезапном выключении зеленого водитель по-прежнему может успеть проехать на желтый — «для жителей это, конечно, необычно, много негатива сейчас именно из-за этого».

«Нормально, что решение вызывает неоднозначную реакцию у жителей, ведь привычка проезжать на мигающий зеленый сформировалась не вчера, — добавляет Константин Антонович.— Но привычки придется менять. Многие мои знакомые из Зеленограда уже говорят, что стали ездить аккуратнее. А те, кто не соблюдает дистанцию, как врезались во впереди едущий транспорт на светофорах, так и продолжат, связи с циклами нет». Оценить результаты эксперимента будет сложно: если аварийность и начнет расти, то это будут мелкие ДТП с ущербом для «железа» без пострадавших, а их ГИБДД не фиксирует, резюмирует Александр Шумский.

Иван Буранов