Под разметкой понимают маркировку на покрытии автодорог, служащую для информирования участников дорожного движения. В некоторых случаях, помимо цветового решения, для привлечения внимания водителя используется шумовой эффект за счет структурной или профильной поверхностей линий.
Разметка может использоваться самостоятельно или сочетаться с дорожными знаками или светофорами, а также быть постоянной и временной. При этом временная разметка, нанесенная поверх обычной, как правило, на период дорожных работ, часто сбивает водителей с толку, поскольку вступает в противоречие с имеющейся. Более того, нередко из-за несоблюдения временной разметки возникает ДТП.
Как отличить постоянную разметку от временной
Для постоянной разметки во всем мире в подавляющем большинстве случаев используется белая краска. Кроме того, в нашей стране в ряде случаев в качестве постоянной используется желтая и синяя разметка. Первая обозначает места остановки маршрутных транспортных средств и такси, а также места, где запрещена остановка или стоянка. Также желтая разметка нередко применяется наравне с белой в местах, где необходимо усилить видимость разметки на сложных участках (в местах частых туманов
В свою очередь, разметка синего цвета активно применяется для обозначения границ полос на перекрестках с наиболее интенсивным движением, где часто происходят ДТП. Также «небесный пунктир» может использоваться для обозначения зоны платной парковки. Наконец, с 1 марта 2023 года для постоянной разметки могут использоваться следующие цвета: красный, синий, черный и зеленый. Тем не менее, эти четыре новых цветовых обозначения применяют, в основном, для цветного дублирования дорожных знаков на дорожном полотне. И, наконец, для временной дорожной разметки установлен оранжевый цвет.
Дополнительные приметы временных линий
Временная оранжевая разметка успевает быстро выцвести, поскольку для нее используется специальная нестойкая краска. Поэтому в большинстве случаев такие маркеры выглядят тусклыми и потертыми. Правда и то, что многие дорожные компании, получающие подряд на ремонт дорог, выбирают вместо оранжевой разметки оттенки, близкие к желтому. По этой причине временная дорожная разметка может быть похожа на постоянную желтую, что может в некоторых случаях запутать водителей. Разобраться в ситуации поможет в таком случае конфигурация разметки.
Временная оранжевая разметка по ГОСТу должна быть заметно тоньше желтой и белой. Наконец, временные маркеры всегда сопровождаются соответствующими дорожными знаками. Они регулируют скоростной режим и предупреждают о наличии на участке каких-либо помех, как правило, строительных работ.
На какую разметку ориентироваться
При наличии одновременно постоянной и временной разметки, необходимо руководствоваться временной, то есть оранжевой. Последняя обычно к завершению ремонтных работ стирается сама или оперативно удаляется дорожными службами. Таким образом, оранжевые линии имеют приоритет над белой, желтой и синей разметкой, так что следовать нужно именно по этому оранжевому «коридору», не взирая на линии другого цвета.
В случаях, когда линии разметки противоречат друг другу, либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. При этом временные знаки имеют приоритет над постоянными. Иными словами, если на дороге имеет место неразбериха с организацией дорожного движения, смотрим, прежде всего, на дорожные знаки. Сначала временные, потом постоянные. И только потом — на разметку.
Где и в каких случаях наносят временную разметку
Временную разметку применяют на проезжей части, чтобы организовать движение транспортных потоков во время работ, длительность которых превышает три дня (ГОСТ Р 51256−1999). Такие маркеры используют, согласно ГОСТ, чтобы стабилизировать отклонение транспортного движения по ширине полосы в направлении смены траектории ТС, для определения буферного участка и обозначения места работ, а также в местах, граничащих с полосами, по которым движется транспорт.
При этом временную разметку могут наносить не только с помощью краски, но также ленты из синтетических материалов, оранжевых элементов сборного типа конусов, а также пластин прямоугольной и треугольной формы. В ГОСТ Р 51256 также имеется уточнение — при нанесении разметки во время ремонта, не обязательно удалять постоянные обозначения на дороге.
Штрафы за нарушение временной разметки
Если водитель будет следовать постоянной разметке вместо временной, то он нарушит ПДД. Штраф в таком случае аналогичен наказанию за нарушение постоянной разметки. А именно, за пересечение оранжевой сплошной и выезд на временную «встречку», согласно части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, предусмотрен штраф 5000 рублей либо лишение прав сроком до полугода. Если водитель пересек временную разметку, оставшись в пределах своей полосы движения, ему грозит либо предупреждение, либо штраф 500 рублей, согласно части 1 статьи 12.16 КоАП РФ.
Можно ли оспорить нарушение
Согласно закону, временная маркировка должна быть оперативно удалена, если в ней больше нет необходимости. Однако в некоторых случаях оранжевые линии и временные знаки могут сохраняться, даже когда ремонт дороги давно закончен, и на участке нет ни техники, ни рабочих.
В результате водители вынуждены следовать по свежеотремонтированной скоростной дороге со скоростью, как правило, 40−50 км/ч. Защитить права в суде можно также в случае плохой видимости разметки (сильное загрязнение, изношенность