В результате принятых решений оптовые цены на топливо уже начали снижаться, что привело к корректировке стоимости бензина и дизеля для аграриев. Кроме того, эти меры поддержат конкурентоспособность российских производителей относительно европейских игроков.
К тому же запрет на экспорт, скорее всего, приведет к росту цен на топливо в мире, в дальнейшем это позволит нашим производителям больше зарабатывать на внешних рынках. Об этом рассказали «РГ» эксперты отрасли.
Падение цен на топливо в опте уже снизило его стоимость для аграриев, заявил Александр Новак в эфире ВГТРК: «Цены на бирже резко упали на дизельное топливо и на бензин — от 16 до 20%, что уже транслируется на цены для потребителей в мелкооптовом звене, для сельхозтоваропроизводителей».
По его словам, падение цен — результат экстраординарных мер, принятых правительством. Еще никогда такого не было, чтобы запрещали экспорт нефтепродуктов из России в полном объеме.
Напомним, что вечером 28 сентября Новак провел внеочередное совещание с представителями нефтяных компаний.
Вице-премьер поручил принять срочные меры по снижению цен на топливо на АЗС нефтяных компаний и независимого сегмента, а также привести цены в мелком опте к уровню крупнооптовых с учетом транспортных расходов. Контроль за соблюдением запрета на экспорт бензина и дизельного топлива поручен таможенной и налоговой службам.
Портовые приграничные базисы будут закрыты для его вывоза, а хранящееся в цистернах топливо отправлено на внутренний рынок.
Заявление вице-премьера свидетельствует о том, что принятое правительством решение о введении запрета на экспорт топлива было правильным и что власти намерены добиться стабилизации цен в оптовом и розничном звеньях, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов.
«Мы видели, что сразу после введения запрета на экспорт цены на бирже резко снизились, но затем вернулись к небольшому росту. Это может говорить о том, что некоторые компании рассчитывают на скорую отмену запрета. Поэтому вице-премьер Новак и министр энергетики Шульгинов фактически подтверждают серьезность намерений правительства и дают рынку сигнал о том, что никакой отмены ранее принятого решения не будет, пока рынок не стабилизируется», — объяснил эксперт.
По мнению Андрианова, в среднесрочной перспективе сезонное снижение спроса на топливо и перенаправление на внутренний рынок экспортных потоков должны стабилизировать ситуацию. «Цены в рознице будут по-прежнему ориентироваться на уровень инфляции. И только после того, как ценовые всплески прекратятся, можно будет говорить о возможности пересмотра решения об ограничении экспорта», — отметил он.
При этом важны и другие рычаги регулирования рынка. Это прежде всего решение вопроса с демпфером — то есть обеспечение равной доходности поставок топлива на внутренний и внешние рынки. Важную роль, по мнению Андрианова, также играют и механизмы биржевой торговли — в целях сдерживания роста цен возможно увеличение доли топлива, реализуемой на бирже.
«Государство серьезно взялось за контроль цен на топливо внутри России, вдобавок к перечисленным мерам начала активно работать Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Как показывает практика, внимание этой службы обычно приводит к стабилизации цен и прекращению попыток крупных игроков рынка дополнительно заработать на потребителях», — отметил доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков. По его мнению, в ближайшее время мы увидим стабилизацию розничных цен, в дальнейшем с большой вероятностью — их снижение.
Как отметил в разговоре с «РГ» инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, после запрета на экспорт нефтепродуктов цены на них снизились примерно на 20% на внутреннем рынке, но затем немного скорректировались вверх. В то же время Суверов считает, что полный запрет на экспорт нефтепродуктов носит временный характер.
«Для стабилизации цен должны быть приняты такие меры, как возвращение прежних параметров демпфера и введение ограничений на “серый” экспорт, возможно, включающие полный запрет на экспорт нефтепродуктов, приобретенных на бирже», — заключил инвестстратег.
Следим за ситуацией
Признаки несоблюдения федерального закона о защите конкуренции уже выявлены в ряде регионов. По результатам анализа ситуации на рынке нефтепродуктов региональные управления ФАС России инициировали возбуждения административных дел. Появилась информация о первых антимонопольных делах, возбужденных ведомствами после проведенных проверок. «Управление возбудило дело в отношении ООО “Ильский НПЗ имени А. А. Шамара” и ООО “Славянск ЭКО”, выявлены признаки заключения антиконкурентного соглашения», — говорится в информации, размещенной в минувшую пятницу на официальном сайте УФМС по Кубани.
Признаки несоблюдения федерального закона о защите конкуренции были также выявлены в Ставропольском крае, «Гудвил-А» и «Реалграмм». В Дагестане республиканское УФАС России возбудило дело в отношении Ассоциации владельцев автозаправочных станций региона по признакам незаконной координации экономической деятельности.
По версии антимонопольной службы, президент ассоциации координировал деятельность ее членов — владельцев и арендаторов АЗС — путем рассылки сообщений в мессенджере, что привело к одновременному повышению розничных цен на топливо. По данным Кавказского управления Ростехнадзора, на начало сентября в регионе выявили более четырех тысяч нарушений.
Татьяна Павловская, Тимур Алиев