Высокое заземление: продажи электрокаров в РФ увеличились в 4,4 раза

На первые позиции среди новых авто выходят китайские бренды

Продажи новых электромобилей в России в январе-августе 2023 года выросли на 340%, подержанных — на 19%, сообщили «Известиям» в аналитическом агентстве «Автостат». Тенденцию подтверждают игроки рынка. Так, на площадке Аuto.ru спрос на электрокары в августе 2023-го был почти в шесть раз выше, чем в том же периоде прошлого года. Популярность экотранспорта объясняется прежде всего льготами — бесплатными парковкой и проездом по платным дорогам, отсутствием транспортного налога и компенсациями при покупке, объяснили эксперты. Кроме того, ассортимент таких машин значительно расширился за счет китайских марок. Но специалисты обращают внимание, что инфраструктуры для массового электротранспорта в России всё еще недостаточно.

Рекордный год

За восемь месяцев 2023 года в России было реализовано без малого 7 тыс. новых электрокаров — в 4,4 раза больше (+340%), чем в январе-августе прошлого года, сообщили «Известиям» в аналитическом агентстве «Автостат». Поддержанных электрокаров за этот период продано на 19% больше — 6,9 тыс.

Резкий рост интереса к личному экотранспорту зафиксировало и совместное исследование портала Auto.ru и компании Edison Technologies. Согласно его данным, в августе 2023 года спрос на электрокары среди пользователей Auto.ru вырос почти в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.

— Последние два месяца спрос на электромобили рос ускоренными темпами. В августе прирост в годовом исчислении — почти в шесть раз на новые автомобили и 68% — на подержанные, — рассказал «Известиям» руководитель группы исследований и клиентской аналитики Auto.ru Алексей Муханов. — Спрос за январь-август увеличился в три раза год к году на новые авто и вдвое — на подержанные.

По мнению авторов исследования, высокая популярность экотранспорта связана с расширением его ассортимента, в том числе благодаря активности китайских производителей.

Это подтверждает и топ-5 самых продаваемых марок за август. Согласно данным «Автостата», его возглавили такие бренды из Китая, как Zeekr, Evolute, а на пятом разместился Hongqi (третье — у Volkswagen, четвертое — у Tesla). А среди поддержанных лидирует японский и американский автопром — Nissan и Tesla.

Льготный период

Одна из причин популярности электромобилей — причитающиеся их покупателям льготы. Например, с 1 января 2023 года государство компенсирует 25% (но не более 625 тыс. рублей) от стоимости таких машин, напомнили «Известиям» в Минэкономразвития. Но транспорт должен быть собран на территории России. Под это условие попадают Evolute и «Москвич 3е».

Кроме того, владельцам электрокаров не надо платить транспортный налог в первые три года владения машиной, а проезд по платным трассам с 1 марта этого года стал бесплатным, добавили в Минэкономразвития.

— Несмотря на высокую стоимость самих машин, благодаря бесплатным парковкам, отсутствию налога и относительно недорогой зарядке владеть ими выгодно, разница в цене нивелируется, — отметил в разговоре с «Известиями» автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.

Эксперт также напомнил, что обслуживание электромобиля обходится гораздо дешевле, чем машины с двигателем внутреннего сгорания: благодаря батарее и конструкции такой транспорт не нуждается в регулярной замене масла.

Люди стали больше доверять электромобилям, считает редактор сайта об электромобилях EV-Start Руслан Тарасов. Владельцы таких машин начали понимать, что содержать их гораздо выгоднее.

— У электрокаров нет высокой потребности в автозапчастях и расходниках, — объяснил он «Известиям». — А водители, которые установили зарядную станцию у себя дома и экономят на бензине, подают пример своим соседям.

В качестве минусов электротранспорта член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов назвал его более высокую по сравнению с машинами на бензине и дизеле стоимость и довольно ощутимую цену за зарядку на коммерческих ЭЗС.

— Обслуживание электрокаров тоже вызывает вопросы, так как специализированных сервисных центров мало и в случае поломки, особенно в небольших городах, машину никто не отремонтирует, — сказал он.

Также Петр Шкуматов отметил, что в настоящее время электромобилями в основном пользуются энтузиасты, которые хотят получить новый опыт.

Недостаток инфраструктуры

Основная проблема, с которой могут столкнуться владельцы электрокаров, — это недостаточное количество электрозарядных станций (ЭЗС). Сейчас лишь 10−15% АЗС в стране имеют свободные мощности, необходимые для установки быстрых зарядок, отметил директор Edison Technologies Михаил Крапивной.

— Средняя стоимость быстрой ЭЗС на рынке составляет 2−3 млн рублей. На каждую АЗС нужно хотя бы два-три таких зарядных устройствах — это оптимальное количество, позволяющее избежать очередей, — рассказал он «Известиям».

Стоимость технического присоединения может доходить до 30% стоимости самой станции. Она может разниться ввиду отсутствия единых стандартов присоединения.

В июне 2023 года «Известия» писали о нехватке ЭЗС в России. Тогда эксперты заявили о том, что с учетом роста популярности электромобилей за три ближайших года число зарядных станций необходимо увеличить до 18 тыс. по всей стране.

Минпромторг в ответе на запрос «Известий» сообщил, что в настоящий момент на территории России в публичном коммерческом доступе насчитывается около 5,8 тыс. ЭЗС. По информации ведомства, в рамках субсидиарной поддержки в 2023 году запланировано к вводу 697 быстрых ЭЗС. Из них по состоянию на 26 сентября введено в эксплуатацию 78 станций, остальные 619 планируется установить до конца года.