Нестабильность на рынке топлива и резкие скачки цен на популярный АИ-95 вынуждают водителей переходить на более дешевый и доступный «девяносто второй» бензин. Но не опасно ли это для машины?
Автомобильный парк России на 70% состоит из автомобилей старых конструкций, двигатели которых изначально спроектированы для потребления девяносто второго бензина.
Это ВАЗ-2114, 2107, 2109, 2110, а также Лады 4×4, Priora, Granta и пр. Но в последнее время даже отечественные производители перешли на высокооктановые сорта, и перед тем как заливать дешевый бензин, лучше проверить, можно ли это делать.
Требования к топливу обычно указаны на внутренней стороне лючка бензобака. Если там нанесена надпись АИ-95 и выше, то заливать топливо с низким октановым числом нельзя.
Однако сейчас на рынке широко представлены современные автомобили, такие как Hyundai Solaris и Kia Rio, Renault Duster и Arkana и многие китайские модели с турбоагрегатами, в которых на лючках бензобака указано (min 92). Но это не значит, что на таком бензине можно ездить постоянно.
Низкооктановый бензин плох тем, что у высоконагруженных моторов может спровоцировать эффект детонаций, то есть преждевременного воспламенения топлива при цикле сжатия. Чаще всего это происходит при высоком давлении, которое обеспечивается турбонаддувом, на больших оборотах мотора и при высокой температуре.
После подрыва топлива в момент, когда поршень еще не достиг верхней мертвой точки, волна бьет ему в противоход, препятствует движению, из-за чего падает мощность мотора и его отдача. Из-за детонации на стенках цилиндров появляются задиры, оплавляются поршни, залегают кольца и пригорают клапаны.
Правда, современные моторы оснащены защитой. Датчик детонаций определяет начало процессов неправильного сгорания топлива, и блок управления (ЭБУ) дает команду на изменение угла опережения зажигания. Как результат, детонации прекращаются, но мощность мотора заметно снижается.
Ездить можно, хотя полной гарантии от детонаций эта программная защита не дает, в особенности если начать ездить на АИ-92 по-спортивному активно. В этом случае из-за резкого скачка температуры и давления детонации неизбежны.
В общем, современные двигатели могут потреблять АИ-92, но только в спокойном ритме, без раскручивания до красной зоны. Если же водитель любит спортивное вождение и высокие обороты, то использовать АИ-92 нельзя из-за риска повреждения двигателя.
Владимир Гаврилов