На каком автомобиле впервые появился кондиционер

Авто Mail рассказывает, почему первые автомобильные климатические системы не пользовались популярностью
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Современный автомобиль сложно представить без кондиционера. Даже бюджетные модели оснащаются системой кондиционирования воздуха и это не считается проявлением какой-то избыточной роскоши.

Как же быстро мы привыкли к хорошему! На самом деле, еще в 90-х годах прошлого века кондиционер в автомобиле причисляли к дорогим и необязательным опциям. Далеко не во всех моделях он предлагался вообще, а в качестве стандартного оборудования тем более.

При том, что идея совместить свободу передвижения, то есть автомобиль, и комфортный микроклимат, стало быть кондиционер, в одном флаконе далеко не нова. Первая машина с кондиционером появилась еще до Второй мировой войны. Разумеется, в Америке.

Первый автомобиль Packard 180 1940 г. с кондиционером на выставке в Гринвиче в 2009 году.

В ноябре 1939-го на автосалоне в Чикаго состоялся дебют Packard 180. Именно на этом автомобиле 1940 модельного года впервые в истории и только в качестве опции покупатель мог получить кондиционер. В фирменном каталоге новую модную фишку пафосно называли Weather Conditioner, что-то вроде «Кондиционер погоды».

Опознать «Паккард» с «кондишеном» можно было по дефлектору в задней полке и гордому хромированному шильдику Air Conditioned на боковине капота. Блок управления климатикой был смонтирован на передней панели автомобиля, вернее сразу под ней. Хотя блок управления — это сильно сказано. Всеми функциями Weather Conditioner заведовал единственный переключатель скорости воздушного потока. У него было три главных положения: «Выключено», «Сильно» и «Слабо».

Packard
Источник: Packard
packard
Источник: Packard

Характерно, что кондиционер на Packard не просто гнал в салон холодный воздух, но и пропускал его через фильтры тонкой очистки. Факт, который фирменные маркетологи американского премиум-бренда особенно подчеркивали.

Удивительно, но Weather Conditioner отнюдь не стал хитом среди покупателей. Во-первых, стоил он очень дорого, зато работал не слишком эффективно. Первый автомобильный кондиционер часто глючил, чем раздражал состоятельных владельцев, не привыкших к тому, что у них что-то ломается или не работает. Поэтому через некоторое время кондиционер исчез из каталогов Packard.

Packard
Источник: Packard

Спрос на машины с идеальным микроклиматом вернулся уже после окончания войны. Тогда пальму первенства перехватил другой премиальный бренд Америки — Lincoln.

До поры и Lincoln взимал с покупателей дополнительную плату за установку кондиционера. Скажем, даже самый дорогой легковой автомобиль США 1955 модельного года — роскошный Continental Mk II стоил сногсшибательные $10 000, то есть дороже 100 тысяч на нынешние деньги, но при этом кондиционер оставался опцией. Причем единственной опцией модели.

Но уже в 60-х число покупателей «линкольнов», заказавших кондиционер, перевалило за 70%, а в 1971-м премиальный бренд Ford Motor Company стал первой американской фирмой, которая сделала кондиционер базовым оборудованием всех своих автомобилей.