Юридический статус владельцев электросамокатов и средств индивидуальной мобильности (СИМ) будет мало отличаться от статуса автовладельцев, следует из проекта «дорожной карты» Минтранса.
Граждан обяжут регистрировать свои СИМ в федеральном реестре, останавливаться по требованию ГИБДД, проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения и соблюдать жесткий регламент в случае ДТП. Помимо прочего, вводится мало пока понятная система «идентификации владельцев или водителей СИМ».
Минтранс, сообщили вчера в ведомстве, направил на согласование в федеральные органы исполнительной власти «дорожную карту» с мероприятиями, направленными «на дополнительное нормативно-правовое регулирование развития СИМ». Отдельные предложения, вошедшие в проект, министерство анонсировало еще в конце июля (см. «Ъ» от 20 июля). «Ъ» удалось ознакомиться с текстом плана, рассчитанного на 2023−2026 годы.
Сегодня санкции в ст. 12.29 и 12.30 кодекса предполагают максимальный штраф для нарушителей в размере 1,5 тыс. руб. Минтранс и ряд экспертов уверены, что этого недостаточно.
1 марта, напомним, в силу вступили регулирующие права и обязанности пользователей СИМ поправки к ПДД: им запретили, в частности, развивать скорость выше 25 км/ч, выезжать на автомагистрали. Тогда же в правила введено и само понятие «средство индивидуальной мобильности».
В Минтрансе считают, что теперь нужно дополнить ПДД термином «лицо, использующее для передвижения СИМ», понятиями «опережение пешехода» и «обгон пешехода» (за рулем СИМ), а также условиями, при которых эти маневры можно выполнять. В рамках правил регламентируют обязанности владельцев СИМ, попавших в ДТП, установят прямой запрет на управление СИМ в нетрезвом состоянии, а также обязанность проходить освидетельствование на состояние опьянения и выполнять требования ГИБДД об остановке.
Сейчас они в официальной статистике отдельно не учитываются, ГИБДД занимается подсчетом самостоятельно. Минздрав совместно с МВД и Минтрансом определит характерные травмы, получаемые при авариях с электросамокатами, разработает схемы лечения и реабилитации пострадавших. На Минпросвещения возложат обязанность ввести обучение базовым правилам пользования электросамокатами в школьную программу.
Поправками к законам «Об организации дорожного движения» и «О безопасности дорожного движения» физлиц и юрлиц обяжут вносить «сведения о СИМ» в специальный федеральный реестр. Система будет напоминать постановку транспортного средства на учет в ГИБДД: внесение электросамоката в реестр (или изменение записи) станет госуслугой (для процедуры напишут отдельный регламент).
Это нужно для контроля за электросамокатами, принадлежащими физлицам, следует из разъяснений Минтранса: сегодня они нигде не регистрируются, в отличие от кикшеринговых. Планируется также разработать проект «нормативного акта», в котором закрепят правила «идентификации лиц, использующих для передвижения СИМ либо владельцев СИМ». Однако о чем конкретно идет речь, пока неясно.
Регионы, в соответствии с проектом карты, разработают планы по «созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в городские транспортные системы» с учетом перспективного разделения потоков пешеходов и электросамокатчиков. Для регионов также разработают «типовые правила деятельности коммерческих операторов микромобильности», чтобы использовать «единый подход» при работе госорганов с операторами кикшеринга.
В Минтрансе вчера напомнили, что зарубежная практика регулирования СИМ разная. С 1 сентября, к примеру, в Париже запрещены кикшеринговые электросамокаты, при этом сохранена возможность движения на частных. В Великобритании, наоборот, запрещено движение частных электросамокатов, но разрешено использование арендных.
![На электросамокате вдвоем На электросамокате вдвоем](https://resizer.mail.ru/p/2683341a-4747-5f72-9cf0-481f7af677d3/AQAB4Q5X4j2CcPG0EbxAs1Oc5pVeTbXyvB8wnOjVhjErf8L5_tFjbxZsy8HUiqu86SS8EU6rB99aKW6N_bHx4KioH38.jpg)
![На электросамокате вдвоем На электросамокате вдвоем](https://resizer.mail.ru/p/7733a26a-1443-52e0-847e-776630293f0b/AQABchf__TtI8cAMm_FNuZ_JshIqfNbd7Jyw2FOURrx-AMJyr6e15KjPl5ucCZiGC7BWBojY4CIYD2Ofg6P8UOUFeWg.jpg)
![На электросамокате вдвоем На электросамокате вдвоем](https://resizer.mail.ru/p/1a760545-5ab8-5dc3-b2d2-76bebfed4d02/AQABSM2atrWC_Vaa_YND0-EAfJSCZe-hgHchSj-1idLLhegsrpzTwT9MSUHGwmibcDxgt3okV-TRLmEWL_EVjFjv9hQ.jpg)
![На электросамокате вдвоем На электросамокате вдвоем](https://resizer.mail.ru/p/bb9c668a-37b1-521d-b5cd-da0b85bd3649/AQABf966RQzqUBw8W4R8idWemui_Blk9JTscQe_lL2VwylCXfvsLGI6xwUrVBHFOb7CGOFhtnnatlB1UhNZgVvxzeNk.jpg)
Дискуссии об ужесточении правил и контроля за СИМ, напомним, ведутся не первый месяц на фоне взрывного роста парка устройств и увеличения аварийности с их участием (по данным МВД, за шесть месяцев произошло более 1 тыс. аварий с участием СИМ, что на 181% больше, чем годом ранее).
Различные предложения то и дело вносят депутаты Госдумы, общественные деятели, представители кикшеринговых контор и силовики. Отдельной проблемой является хаотичное движение курьеров служб доставки еды, использующих электровелосипеды (часто самодельные) — их юридический статус до конца не определен.
Иван Буранов