Яркая история седана (или, как его называли создатели, «четырехдверного купе») Mercedes-Benz CLS сегодня подошла к концу — несколько месяцев назад представители немецкого бренда заявили о том, что серийное производство модели CLS на головном заводе компании в Зиндельфингене будет завершено 31 августа. Отставка модели третьего поколения знаменует окончание жизненного цикла всего семейства CLS, серийный выпуск которого стартовал в 2004 году.
На самом деле, история модели началась еще раньше. Работы над проектом четырехдверного купе первого поколения стартовали в самом начале 2000-х — над внешностью будущей серийной модели дизайнер Майкл Финк трудился в 2001 году. Предсерийный Mercedes-Benz Vision CLS Concept был представлен уже в сентябре 2003-го на автосалоне во Франкфурте: тогда было заявлено, что будущая новинка построена на платформе E-класса, у которого CLS позаимствовал 85% узлов и агрегатов.
Благодаря необычному дизайну концептуальный CLS походил на элегантные двухдверки класса Gran Turismo, а родство с «ешкой» сулило простор для пассажиров на заднем ряду и превосходные дорожные повадки исходной модели. Отличный рецепт для будущей серийной модели! Ее дебют, кстати, не заставил долго ждать: она подоспела в следующем году, причем до конвейера CLS добрался практически в первозданном виде — серийная модель первого поколения получила индекс C219.
Моторная гамма состояла из нескольких дизельных и бензиновых двигателей объемом от 3,0 до 5,0 литров, а на вершине линейки расположилась топ-версия CLS 55 AMG с 5,5-литровым компрессорным мотором V8, который выдавал 476 л.с. и 700 Нм. Впоследствии на смену ему пришел новый 6,2-литровый двигатель V8 (514 л.с. и 630 Нм), который вынудил создателей изменить индекс в названии модели — так в 2006 году появился CLS 63 AMG.
После рестайлинга в начале непростого 2008 года CLS первого поколения продержался на конвейере еще два с половиной года. Последний Mercedes-Benz CLS серии C219 увидел свет 26 июля 2010 года — к тому моменту компания успела собрать более 170 тысяч четырехдверных купе. Неплохо для такой нишевой модели!
Премьера модели CLS второго поколения была уже не за горами — она состоялась в октябре того же 2010 года на автосалоне в Париже. Дизайн серийной модели с индексом C218 был вдохновлен внешностью концепт-кара Mercedes-Benz F800 Style, который показали несколькими месяцами ранее в Женеве: знакомые пропорции и силуэт были сохранены, однако оформленные в новом ключе детали экстерьера предвещали смену корпоративного стиля автомобилей немецкого бренда. И серийный CLS в конце концов получился более красивым.
Производство седанов стартовало в январе 2011 года — первым делом с конвейера завода в Зиндельфингене сходили автомобили с задним приводом, а в сентябре линейку пополнили полноприводные модификации с приставкой 4Matic. Топ-версия CLS 63 AMG обзавелась новым 5,5-литровым битурбомотором V8, который выдавал 525 л.с. и 700 Нм (а в представленном позже исполнении AMG Performance Package отдача было увеличена до 557 л.с. и 800 Нм), однако возвращать прежний «пятьдесят пятый» индекс в компании уже не стали — в то время в Европе уже началась эпоха даунсайзинга двигателей, обусловленная ужесточением эконорм.
Настоящей сенсацией стал дебют универсала CLS Shooting Brake (ему даже достался отдельный заводской код X218) в 2012 году, который был доступен в тех же модификациях, что и стандартный седан — да-да, были и AMG-универсалы! В 2013 году была представлена новая топ-версия с длинным названием CLS 63 AMG S 4Matic — с форсированным до 585 л.с. двигателем V8 и полноприводной трансмиссией.
Рестайлинг семейства CLS второго поколения состоялся в сентябре 2014 года — обновлению подверглись и седан, и универсал Shooting Brake. Внешне автомобиль изменился преимущественно в передней части: ранее считавшиеся продвинутыми полностью светодиодные фары теперь были включены в список базового оснащения, бамперы и решетка радиатора были доработаны. В таком виде CLS второго поколения выпускали вплоть до 2018 года.
Третье поколение (C257), по традиции сохранившее родство с E-классом, было анонсировано еще в ноябре 2017 года — автомобиль сохранил привычный формат четырехдверного купе, однако универсал Shooting Brake был из исключен из семейства. Но новый CLS, увы, не смог произвести фурор во время премьеры: слишком уж в глаза бросались элементы оформления внешности, которые ранее уже были использованы в дизайне младшего переднеприводного хэтчбека A-класса.
CLS третьего поколения критиковали не только за слегка невнятную (особенно на фоне его предшественников) внешность, но и за отсутствие в моторной гамме двигателей V8 и соответствующей флагманской AMG-модификации. Ее место занял Mercedes-AMG CLS 53 4Matic+ с трехлитровой рядной шестеркой, которая была оснащена турбокомпрессором и электрическим нагнетателем. Отдача двигателя не впечатляла — 435 л.с. и 520 Нм, заметное падение по сравнению со спортивными моделями предыдущих поколений.
Виной тому — новый пятидверный лифтбек Mercedes-AMG GT с индексом X290, который был построен на той же платформе, что и CLS с «ешкой». Его продажи начались через несколько месяцев после дебюта родственной модели CLS, и все по-настоящему спортивные версии в компании решили приберечь специально для него. Таким образом в компании поддержать имидж пятидверки, формально объединенной в одно семейство с одноименным купе AMG GT.
Как результат, растерявший былую харизму CLS стал жертвой внутренней каннибализации: из двух схожих моделей покупатели чаще выбирали AMG GT, поэтому его выпуск отошел на второй план. Это подчеркивал и скромный набор доработок, которые достались седану в ходе рестайлинга в 2021 году. В последнее время объемы продаж седанов CLS даже в Европе не превышали пару тысяч экземпляров. Собственно, это падение спроса и послужило причиной отказа от модели CLS — и наследника, увы, у нее уже не будет.
В дальнейшем компания Mercedes-Benz сосредоточится на выпуске семейства E-класса нового поколения, а нишу модели CLS частично займет лифтбек Mercedes-AMG GT, который пока остается на конвейере. Впрочем, оставит ли он такой же след в истории немецкой марки Mercedes-Benz, какой оставило в свое время яркое четырехдверное купе — большой вопрос.