ВС запретил салонам навязывать допуслуги покупателям авто

ВС подтвердил право автовладельцев отказаться от сводок Гидрометцентра, аварийного комиссара и услуги «помощь на дороге»

Автосалоны не имеют права навязывать дополнительные услуги покупателям машин в обмен на скидку. К такому выводу пришел Верховный суд. Автоадвокат Сергей Радько рассказал aif.ru, что позиция высшей инстанции поможет огромному числу автолюбителей, которых продавцы вынудили купить ненужные услуги аварийного комиссара, юристов, страховщиков и метеорологов.

Верховный суд разобрал спор москвича с автосалоном. Мужчина купил новую иномарку с солидной скидкой, предложенной продавцом. Но в обмен на дисконт салон навязал покупателю целый набор дополнительных услуг: аварийный комиссар, круглосуточная эвакуация автомобиля, сводки Гидрометцентра и МВД, независимая экспертиза, помощь на дороге и консультации юристов, «трезвый водитель», персональный менеджер и поиск автомобиля.

Стоил такой абонемент 150 тысяч рублей в год. Мелким шрифтом в конце договора было указано, что платить за услуги автовладелец обязан, даже если он не будет ими пользоваться.

Вскоре покупатель понял, что проку от дополнительного пакета действительно никакого и попытался вернуть деньги. Автосалон отказался идти на уступки. Мужчина подал иск в суд, но проиграл несколько инстанций. По мнению судей, покупатель прекрасно видел, под какими условиями ставит свою подпись, а значит, никакого обмана потребителей здесь нет.

Автосалон «Москвич»
Автосалон «Москвич»
Автосалон «Москвич»
Автосалон «Москвич»
16фотографий

В корне иную позицию занял Верховный суд. В своем определении он указал, что ключевое значение при приобретении товара или услуги имеет потребительская ценность. В данном случае она для автовладельца отсутствовала.

Кроме того, услуги были навязаны в обмен на получение скидки на автомобиль, что также является нарушением прав потребителя. С такими разъяснениями ВС вернул дело в суд нижестоящей инстанции.

Адвокат по защите прав автовладельцев Сергей Радько пояснил aif.ru, что схема навязывания дополнительных услуг автосалонами используется уже несколько лет. Однако практика судов пока очень разношерстная.

«Это типичная схема. Автосалон продает машину по одной цене, но предлагает скидку в обмен на подключение пакета дополнительных услуг — от прогноза погоды до круглосуточной помощи юристов и страховщиков. В договоре при этом прописывается, что в случае отказа покупателя от услуг предоставленная ему скидка на автомобиль может быть взыскана с него автосалоном. Есть судебная практика, когда с потребителей скидка действительно взыскивалась», — пояснил Сергей Радько.

Эксперт уточнил, что суды в таких случаях всегда ссылаются на принцип свободы договора. То есть если человек добровольно поставил подпись в договоре, то и требовать вернуть деньги за ненужные услуги он уже не может.

Читайте также
Дилер Lada Sport
Суд в Оренбурге обязал «АвтоВАЗ» выплатить 2 млн рублей владелице за неисправную Lada
Дзержинский районный суд Оренбурга обязал российского производителя «АвтоВАЗ» выплатить 2 млн рублей россиянке, которая приобрела бракованную Lada. Судебные разбирательства длились с ноября 2022 года, сообщает пресс-служба суда 16 августа

Более того, именно покупатель может быть признан нарушителем условий договора. Тогда он не только лишится потраченных на дополнительные услуги денег, но и будет вынужден заплатить предоставленную ему скидку на сам автомобиль.

«Такая практика есть, но она незаконна, — подчеркнул Сергей Радько. — Отказ от услуг компаний-партнеров не нарушает прав автосалона. Кроме того, у потребителя всегда есть полное право отказаться от тех услуг, которые он не получил или получил лишь частично».

Адвокат добавил, что позиция Верховного суда крайне важна для покупателей автомобилей. Цены на машины неуклонно ползут вверх, а значит и к практике навязывания дополнительных услуг автосалоны начнут прибегать более агрессивно.

Татьяна Антонова