Дешевле сдать в утиль: названы способы снизить цены на автомобили

Автодилеры хотят возобновления программы утилизации и предупреждают о росте цен

Автодилеры предупреждают о подорожании новых машин из-за индексации и утилизационного сбора и снижения курса рубля. Цены пойдут вниз, когда рынок будет насыщен, считают они, а для этого необходимо снять препятствия для импорта и возобновить программу утилизации. Могут ли автомобили подешеветь в реальности — выясняли «Известия».

Цены на новые автомобили могут вырасти на 5−10% из-за колебания курса рубля и повышения утилизационного сбора с 1 августа. Такое мнение высказал президент ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин в ходе пресс-конференции. По подсчетам ассоциации, новый VW Jetta, ввезенный из Китая, после индексации утильсбора подорожает минимум на 122 тыс. рублей.

«Наполовину жив»

По словам президента РОАД, российский рынок «наполовину жив» и всё еще далек от насыщения, несмотря на то, что продажи выросли в сравнении с 2022 годом. Если за прошлые годы в среднем каждый месяц покупателей находили 155 тыс. автомобилей, то в 2022-м это значение упало до 57 тыс., а за январь-июнь 2023-го выросло до 73 тыс.

Автосалон «Москвич»
Автосалон «Москвич»
Автосалон «Москвич»
Автосалон «Москвич»
16фотографий

Согласно данным ассоциации, покинувшие российский рынок автобренды в 2021 году совокупно реализовали 1,1 млн машин, а в прошлом году не дотянули до 300 тыс. За шесть месяцев этого года они показали результат 89,1 тыс. за счет параллельного импорта.

Серьезно потерял в продажах лидер рынка — «АвтоВАЗ», и только китайские автопроизводители значительно увеличили долю. В 2021-м было продано 115,7 тыс. машин из Поднебесной (доля 7%), а уже за январь-июнь этого года — 172 671 автомобиль (доля 39%).

Дефицит машин стал причиной роста цен: если в 2021 году новый автомобиль в среднем стоил 1,990 млн рублей, то сейчас — 2,6 млн рублей. Поэтому всё больше россиян пересаживаются на подержанные автомобили, что привело к изменению ценников и в этом сегменте. Если три года назад машины с пробегом в среднем стоили до 800 тыс., то в 2022—2023 годах, выросли до 1,2−1,3 млн.

Читайте также
HiPhi X
Чем торгуют дилеры Mercedes-Benz после ухода немцев из России
Абсурдно дорогие автомобили премиального немецкого бренда ищут покупателей под одной крышей с новыми китайскими машинами

«Будете импортировать — ничего не получите»

Ранее в РОАД обратились в правительство с предложением отсрочить индексацию утилизационного сбора на автомобили, однако не сильно верят в успех. Для того чтобы компенсировать подорожание машин, Алексей Подщеколдин предлагает вспомнить о программах утилизации.

— Давайте сделаем очень понятную меру: те люди, которые покупают автомобили местной сборки, получают поддержку в виде, допустим, 100 тыс. рублей при сдаче старого автомобиля, — предложил он.

По словам Подщеколдина, РОАД в ближайшие месяцы планирует собственную программу утилизации старых машин, которую представят на рассмотрение в правительство.

— Мне кажется, государство заинтересовано в программе утилизации в ближайшее время. Тогда китайским компаниям можно будет объяснить: собирайте здесь машины, и вы будете получать поддержку по утилизации, а если будете импортировать — ничего не получите, — заявил президент РОАД.

Как сделать машину еще дешевле

Сейчас, по словам Подщеколдина, утильсбор, ЭРА-ГЛОНАСС, пошлины и доставка добавляют к цене новой иномарки 850−900 тыс. рублей.

— Если дилер продает автомобиль за 2,6 млн, это не значит, что он зарабатывает 1,6 млн рублей. Если он добавляет к цене того же VW Jetta свои 5%, получается 2 млн, а за эту сумму китайский «фольскваген» не хотят брать. Давайте сделаем платежи в два раза меньше, и тогда мы сможем прямо завтра экспортировать 50 тыс. автомобилей, и цена будет 1,5 млн рублей. В итоге государство получит в два раза больше сборов, чем на 2−3 тыс. машин, которые сейчас привозят дилеры, — предложил Подщеколдин.

Покупка автомобиля
Источник: legion-media / Wellnhofer Designs

Еще один способ сделать автомобиль из КНР дешевле — признать китайские сертификаты. Это позволить снизить затраты на сертификацию в России минимум на 100 тыс. рублей. Причем в РОАД предлагают признавать сертификаты взаимно, чтобы в будущем российские автомобили имели доступ на рынок Китая.

По-настоящему снизить цены позволит насыщение рынка автомобилями, прежде всего за счет увеличения импорта, считает Алексей Подщеколдин.

— Тогда сами производители начнут делать скидки. Причем реальные, а не как сейчас — когда сначала накрутили, а потом сбросили. Тот же параллельный импорт помог рынку и поучаствовал в ценообразовании. Поверьте, если снять эти машины с рынка, средняя цена увеличилась бы на несколько тысяч рублей. Ограничивать его, на мой взгляд, преждевременно, пока рынок не вырастет до 1,5 млн, — отметил он.

Российский некомплект

На российский автопром автодилеры не особо рассчитывают. «АвтоВАЗ», представленный в сегменте ниже 2 млн рублей, пока не может полностью удовлетворить спрос. В частности, значительное количество Lada Vesta NG приходят к дилерам некомплектными, отмечает Алексей Подщеколдин, и не могут быть пущены в продажу.

В пресс-службе «АвтоВАЗа» заявили, что не комментируют мнения людей, далеких от деятельности завода. При этом косвенно проблему нехватки комплектующих признали.

«Возникающие сложности с поставками отдельных компонентов оперативно решаются. Данная ситуация не влияет на отгрузки готовых автомобилей», — отметили в пресс-службе российского автопроизводителя.

Всем по «сотке»

С президентом РОАД согласен и независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев: нормальное развитие рынка можно обеспечить в условиях здоровой конкуренции.

Читайте также
Покупка подержанного автомобиля
Взялись за старое: в России выросли продажи подержанных автомобилей
Эксперты объясняют это увеличением утильсбора и колебаниями курса рубля

— В этом году мы выйдем на цифры 850−900 автомобилей, ну на миллион. Это всё равно в два раза меньше, чем надо стране. Как цены пойдут вниз, если у нас дефицит автомобилей? — считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

Он положительно относится к идее возобновить программу утилизации, но считает, что она нуждается в доработке,

— Если у человека убитая машина, которую можно только сдать на утилизацию, значит, у него, скорее всего, нет денег даже на «Гранту». Я считаю, что эту программу, если она будет принята, нужно распространять на машины российского производства. Продает человек старую «Гранту» за какие-то реальные 300−400 тыс. рублей и хочет купить российский автомобиль — ему надо добавить денег. Тем, кто покупает российские автомобили, нужно тоже давать скидку в размере тех же 100 тыс., — отметил Кадаков.

Евгений Багдасаров