В начале августа было объявлено о выравнивании скоростного лимита на проспекте Маршала Жукова между Серебряноборским тоннелем и МКАД — теперь вместо 80 км/ч разрешенная скорость там составляет, как и в тоннеле, 60 км/ч. Это лишь одно незначительное снижение скоростного лимита в столице — а в целом в этом году ограничения заметно ужесточили по всей России. Дело идет к тому, что бесплатно — даже по старым федеральным трассам — автомобилисты смогут передвигаться лишь со скоростями 50−70 км/ч.
Проспект Маршала Жукова около МКАД — это начало Новорижского шоссе, которое является полноценной автострадой (с «зелеными» знаками и скоростным лимитом в 110 км/ч). Причем автострадой пока еще бесплатной. Дублер этой трассы — старое Волоколамское шоссе, тема которого, разумеется, всплыла в обсуждении новации со скоростным лимитом. Для тех, кто давно не ездил по старой Волоколамке, новости шокирующие: теперь в населенных пунктах (а эта дорога проходит почти исключительно по ним) ограничение скорости составляет 50 км/ч. А на немногочисленных «загородных» участках много где висят знаки «70».
Иначе говоря, там, где раньше без риска штрафов водители могли развивать скорость до 110 км/ч, теперь они вынуждены держать «честные 90». Такой вот остроумный, признаемся, способ обойти такую непопулярную меру, как отмена этого самого нештрафуемого порога.
— В этом году при очередном переобустройстве автодороги Запрудня — Вербилки ввели много новых ограничений скорости, почти на всем протяжении дороги в Запрудне теперь знаки «40», а на выезде — где крутой поворот, аварийно-опасное место — еще и несколько новых искусственных неровностей, — рассказал «МК» сотрудник администрации городского округа Талдом. — Это было сделано в рамках программы снижения аварийности и дорожного травматизма.
Еще недавно почти во всех случаях снижения скоростных лимитов (классика жанра: вместо 60, прописанных в ПДД для населенных пунктов, ставится 50 или 40 км/ч) это делается либо по итогам ДТП с жертвами, либо многочисленных ДТП с пострадавшими, рассказал «МК» сотрудник подмосковной ГИБДД. Однако сейчас ограничения все чаще вводятся «превентивно» — в рамках разнообразных программ снижения аварийности на уровне региона.
Как правило, такие работы ведутся в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — проект приведения дорог в нормативное состояние (таков официальный термин) всегда предусматривает обновление разметки и дорожных знаков. Вот только весьма и весьма часто эти знаки вводят куда более жесткий, чем раньше, режим движения: помимо снижения скоростных лимитов появляются новые протяженные зоны запрета обгонов и остановки.
— Район не заинтересован в том, чтобы быстрее ездили, — поясняет сотрудник талдомской администрации. — Показатели эффективности — это цифры учетных ДТП, они должны снижаться. Чем медленнее скоростной режим, тем меньше вероятность учетных ДТП, вот и всё.
Кроме того, добавил собеседник «МК», жалобы автомобилистов на чересчур низкие скоростные лимиты поступают реже и имеют меньше шансов дойти до «верхов» (например, областной администрации, прокуратуры, федеральной ГИБДД), чем обращения жителей по поводу лихачей на трассе. Именно поэтому на местах заинтересованы снижать и не заинтересованы повышать скоростной режим.
Интересно, что принципы, согласно которым вводятся новые и новые ограничения, формально совпадают с западной концепцией Vision Zero, ставящей целью свести к минимуму (желательно — вовсе к нулю) дорожную смертность и травматизм. Ключевым элементом этой концепции является приоритет безопасности дороги для всех (автомобилистов, велосипедистов, пешеходов) над скоростью и удобством автодвижения. В числе мер, которые для большинства случаев рекомендует Vision Zero, — снижение скоростных лимитов, а в ряде случаев и искривление траектории движения, что также помогает снижать скорость потока.
— По современным нормативам на пешеходном переходе вне населенного пункта ограничение скорости должно быть не выше 70 километров в час, в иных случаях необходима постройка внеуличного перехода, — пояснил сотрудник ГИБДД Московской области. — Поэтому на многих участках сейчас 70 вместо 90. С другой стороны, бывает и повышение ограничения скорости — когда населенный пункт либо становится незначительным, либо оснащается барьерами и внеуличными переходами.
Таким образом, получается, с точки зрения скоростных лимитов Россия стремительно догоняет Европу: наш 20-километровый «порог нештрафуемости» компенсируется более жесткими во многих местах ограничениями. Так что автомобилисты, передвигающиеся по загородным трассам, теперь вынуждены будут тратить больше времени на дорогу не только из-за пробок, но и из-за снизившихся лимитов.
Но есть, как говорится, и нюанс. Точнее, способ все-таки ехать быстро. А вернее, даже два таких способа. Первый — воспользоваться платной дорогой: в этом году цены на проезд легкового авто по ним примерно сравнялись с ценой горючего. Например, на перспективной трассе М12 Москва — Казань от столицы до ЦКАД тариф составит 389 рублей, до Владимира — уже 1399 рублей, до Арзамаса — почти 3000 рублей.
— Формально бесплатные дублеры платных федеральных трасс существуют, но поскольку они перестают быть федеральными, к ним применяются уже нормы региональных, межмуниципальных дорог, — поясняет источник «МК» в ГИБДД Подмосковья. — В частности, на них возможны дополнительные ограничения скорости, в ряде случаев размещение искусственных дорожных неровностей.
…А второй способ — попросту платить штрафы, относясь к ним (по крайней мере к тем, что налагаются за превышение на 20−40 км/ч) как к дополнительному сбору за скорость. Хочешь ехать быстро — плати «налог». По крайней мере, пока обилие мелких штрафов не влечет за собой поражение в каком-нибудь «социальном рейтинге». Такой нормы в действующих законах пока что нет.
Антон Размахнин.