Среди всех городских легенд советского периода миф про специальное исполнение «Волги» ГАЗ-24 c четырьмя фарами — один из самых стойких и живучих.
Оно и понятно — каждый хоть раз видел четырехфарные «двадцатьчетверки». Не обязательно при личной встрече, возможно, и просто на фотографии. При этом достоверной информации об этой модификации мало. Вернее — нет совсем.
Разумеется, фантазии на тему весьма популярны в сети. Одни утверждают, что четырехфарный вариант «Волги» это якобы спецтранспорт КГБ. Вроде как вместе с дополнительными фарами такие машины оснащались мощным бензиновым V8 от «Чайки», благодаря которым могли догнать любую иномарку того времени. Красивая история, но выдумка.
«Волги»-догонялки действительно существовали. Такие машины обозначались индексом ГАЗ-2424 и действительно комплектовались мотором от «Чайки» да еще и АКП. Вот только четырехфарными они, конечно, не были. Согласитесь, для догонялки и машины скрытого наблюдения важно быть максимально незаметной. Такому автомобилю нужно слиться с потоком. Но как это возможно, когда к квартету фар прикованы все взгляды улицы?!
Говорили, мол, четырехглазые «волжанки» специально выпускают на экспорт, что их собирают как подарки советским космонавтам. Чего только ни придумывали… На самом деле, ГАЗ никогда не выпускал 24-ю модель с четырьмя фарами. Это подтверждают и документы, и люди, включая главного конструктора завода Владимира Носакова.
Другое дело, что на стадии разработки прототипов ГАЗ-24 еще в 60-х действительно существовали машины, скажем так, с мультиоптикой. Предполагалось, что топ-вариант «Волги» получит мотор V6 и будет отличаться от стоковой четырехцилиндровой версии не только мощностью и отделкой, но и четырехфарной системой освещения.
Эти прототипы известны под индексом ГАЗ-2415 и ГАЗ-2416, но до серии они так не добрались. Вся затея с 2,6-литровой «шестеркой» провалилась.
Что до фотографий четырехфарных «Волг», которых полно в Интернете, то все это самоделки. Рукастые мастера без проблем переделывали стандартную решетку радиатора ГАЗ-24 в более модный и стильный четырехфарный формат.
Нужно было просто купить дополнительную пару очечников — так называли хромированные оправы фар — и сами фары. На выходе получался шедевр, вызывающий зависть у всех остальных владельцев ГАЗ-24.
Кстати, четырех- а в некоторых случаях даже шестифарное исполнение пользовалось популярностью в среде гонщиков. На ралли света много не бывает — особенно на ночных спецучастках.