Что за полукольцевую автотрассу хотят построить вокруг Каспийского моря?

Россия планирует построить трассу в обход Каспийского моря. В разработке проекта строительства автомагистрали задействована российская компания «Автодор». По словам главы госкомпании Вячеслава Петушенко, окончательного решения по проекту пока не принято. Технико-экономическое обоснование также не начиналось. Что известно об автомагистрали?

Как заявил на ПМЭФ-2023 глава госкомпании, участниками проекта рассматриваются восточный и западный варианты обхода.

В конце января по итогам рабочей поездки премьер-министра Михаила Мишустина и вице-премьера Марата Хуснуллина в Туркменистан стало известно, что страны обсуждают совместный дорожный проект — строительство автомагистрали вдоль побережья Каспийского моря. Решение о разработке такого проекта было принято на фоне перестройки логистических цепочек и создания международного транспортного коридора «Север — Юг», который позволит доставлять часть грузов не через Суэцкий канал, а через Россию и Иран, что значительно сокращало бы время в пути.

Ранее в «Автодоре» заявляли, что трассу «Меридиан», которая ранее планировалась как маршрут из Европы в Китай, хотят направить в сторону Каспия. Магистраль могут частично совместить с планируемой Юго-Западной хордой Екатеринбург — Самара — Саратов — Волгоград — Краснодар, которая будет иметь несколько ответвлений и пойдет в итоге как в порты Азово-Черноморского, так и Каспийского бассейнов.

В начале этого года премьер-министр России заявил, что Россия и Туркмения обсуждают строительство автомагистрали вдоль восточного побережья Каспийского моря. Ашхабад готов создать с Таджикистаном транспортный коридор, который бы соединил два государства с выходом на Каспийское море. По словам туркменского президента Сердара Бердымухамедова, государствам Центральной Азии, не имеющим прямого выхода к Мировому океану, нужно максимально использовать возможности портовой инфраструктуры восточного Каспия для выхода на мировые рынки.

По подсчетам Евразийского Банка развития (ЕАБР), для решения первоочередных задач потребуется порядка $10 млрд. А для выхода транспортного коридора «Север — Юг» на полную пропускную мощность по всем направлениям — $38,2 млрд.