Рычажок на зеркале заднего вида находится с тыльной стороны и не всегда заметен с места водителя. Его можно нащупать руками и потянуть на себя. Внутри корпуса в этот момент передвигается некий механизм, и зеркало темнеет. Сделано это для предотвращения ослепления водителя огнями фар попутного транспорта.
Дело в том, что ночью водители часто забывают переключать дальний свет головной оптики на ближний и светят в корму попутных машин, не задумываясь о том, что они создают неудобства для других участников движения. Ослепление сзади хоть и не столь опасно, как спереди, но тоже сильно отвлекает и утомляет водителя. Дело усугубляется тем, что лучи отражаются сразу от трех зеркал, в том числе и от двух наружных, которые сфокусированы на лицо водителя.
Механизм защиты от ослепления впервые появился на автомобилях Chrysler в 1958 году. Инженеры заменили обычное зеркало на призматический элемент, который можно было передвинуть вниз и изменить угол наклона призмы, благодаря чему изменялся и угол отражения лучей. В ночное время водитель мог быстро переключить зеркало на затемнение и защититься от ослепления.
Этот механизм повторили все автопроизводители, и зеркало с затемнением стало стандартным для всех транспортных средств. Сейчас используется похожая конструкция с призмовидным оптическим элементом, состоящим из зеркала и стекла перед ним, которые располагаются не параллельно, а под углом друг к другу.
В дневном режиме водитель может смотреть назад через зеркальную поверхность, а в ночном режиме призматический элемент поворачивается и подставляет под лучи стекло с гораздо меньшей отражающей способностью. В результате, лучи преломляются и не ослепляют водителя.
Какие еще способы затемнения автозеркал существуют?
Между тем, существуют и более сложные зеркала, позволяющие бороться с ослеплением сзади. В дорогие комплектации некоторых автомобилей входят жидкокристаллические и электрохромные зеркала, которые не имеют призм внутри, но способны автоматически изменять светопропускаемость.
Такое зеркало состоит из стекла с нанесенным на него прозрачным слоем жидких кристаллов, которые меняют прозрачность в зависимости от силы пропускаемого электрического тока. Причем, работает зеркало в автоматическом режиме за счет двух датчиков, расположенных спереди и сзади.
Простой блок управления измеряет освещенность и в случае большой разницы показаний датчиков, дает сигнал на затемнение зеркала. Недостатком таких зеркал является их чувствительность к низким температурам.
Более удобными считаются зеркала NVS (Night Vision Safety), которые имеют затемнение на основе слоев окиси индия и нанопленки из оксида вольфрама. За ними нанесен слой электролита и отражающее металлическое покрытие. Под воздействием электрического напряжения оксидная пленка мутнеет и поглощает лучи света. Если ток убрать, то пленка восстанавливает прозрачность.
Такие зеркала могут менять светопропускаемость в зависимости от освещенности и работают не только ночью, но и днем.