Некоторые автовладельцы стараются заливать более дорогие сорта топлива, чтобы увеличить мощность автомобиля. После появления на АЗС спортивного АИ-100 кажется, что подобное топливо может придать сил и обычной машине. Насколько это оправданно?
В чем отличие АИ-92 и АИ-100?
На рынке сейчас много высокооктановых сортов топлива. Крупные нефтеперерабатывающие компании предлагают разные продукты, рассчитанные для использования в современных турбированных моторах класса Евро 6. Это передовой АИ-100, который продается под марками Pulsar 100 и Ultimate 100. Но не для всех моторов они несут пользу.
Дело в том, что современные сорта топлива не различаются по теплотворной способности. АИ-92 и АИ-100 выдают при подрыве смеси почти одинаковое количество энергии. Однако их главное отличие кроется в детонационной стойкости. И этот показатель очень важен для современных силовых агрегатов, которые проектируются под новые стандарты выбросов вредных веществ в атмосферу.
В чем отличие двигателей, разработанных под АИ-92 и АИ-100?
Необходимо различать двигатели, которые рассчитаны на девяносто второй бензин, и те моторы, что изначально конструировались под более дорогие сорта топлива. Автомобильный парк России на 70% состоит из автомобилей старых конструкций, двигатели которых изначально спроектированы для потребления девяносто второго бензина. Это ВАЗ-2114, 2107, 2109, 2110, а также Лады 4×4, Priora, Granta и пр.
Если заливать в них более продвинутый бензин, то вреда не будет, так же, как и эффекта повышения мощности.
Между тем, современные моторы обладают высокой степенью сжатия, отчего им нужен бензин с высокой детонационной стойкостью. Они разрабатываются под АИ-98 или даже под АИ-100. С этими сортами бензина моторы проходят сертификацию.
В чем опасность для двигателей от низкооктанового топлива?
Однако в реальной жизни мало кто из автомобилистов сейчас постоянно заливает дорогой АИ-98. В лучшем случае в ход идет АИ-95. И здесь возникает риск повреждений мотора при активной езде.
Главный вред от низкооктанового топлива — это детонации в камерах сгорания. Детонации — это опасные для мотора процессы воспламенения топлива в течение хода сжатия смеси в камерах сгорания, когда поршень еще не достиг верхней «мертвой точки».
Возникает вспышка не от свечной искры, а из-за нарастания давления. Причем происходит она где-нибудь сбоку поршня или у клапана. Тогда взрывная волна внутри камеры бьет ему в противоход. Поршни перекашиваются, их юбки бьются о стенки цилиндров, возникают задиры.
Правда, инженеры предусмотрели программную защиту от детонаций. Производители вносят в Блоки управления (ЭБУ) алгоритмы, перенастраивающие зажигание, благодаря чему детонаций удается избежать. Побочным эффектом этого является снижение мощности на 15%-20%.
Так можно ли повысить мощность, заливая АИ-100?
Если автомобиль изначально проектировался на высокооктановые сорта топлива и постоянно ездил на низкооктановом АИ-95, то он имеет нереализованный потенциал мощности. При переходе на современное топливо водитель ощутит заметный прирост лошадиных сил. Рассчитанный на АИ-98 или даже на АИ-100 мотор тут же воспрянет духом, как только блок управления ЭБУ перенастроит зажигание.
Если же мотор разрабатывался изначально на работу с АИ-92 и имеет низкую степень сжатия, то повысить его мощность с помощью современного бензина невозможно. Этот силовой агрегат и так уже работает на пределе возможностей.
Владимир Гаврилов