Для продления страховки нужен детектор лжи

1 июля исполняется год вступления в силу закона об ОСАГО. Теперь при продлении договоров автострахования начнут применяться скидки и надбавки по системе «бонус-малус», причем для совершивших ДТП водителей сумма страховки может возрасти в 1,5–2,5 раза. Но при желании «аварийные» водители смогут легко избежать увеличения стоимости полиса.

Пока у совершивших аварию клиентов есть возможность избежать применения повышающего коэффициента при продлении полиса. «Неудобные» факты страховой истории можно легко скрыть из-за отсутствия единой базы данных о застрахованных машинах.


Ведь, по идее, никто не может запретить клиенту сменить страховую компанию. По правилам страхования он должен уведомить об этом за два месяца до истечения срока своего страховщика, а тот выдать ему справку о происходивших страховых выплатах или их отсутствии. По этой бумаге в новой страховой компании должны применять систему «бонус-малус». Но пока не заработала единая база данных, клиент, за спиной у которого хоть сто аварий, может заявить, что страхуется впервые, и никто не сможет уличить его во лжи (по опыту Белоруссии известно, что добровольно о страховых случаях заявляет один из тысячи автовладельцев). Тогда его обязаны застраховать как новичка без применения «бонус-малус». Конечно, страховые компании пытаются выйти из положения, например, в «Энергогаранте» у автовладельца просят подписку о том, что предоставленные им сведения являются правдой. Но возможность привлечь к ответственности за ложь кого-либо из клиентов существует только теоретически. Как сказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Игорь Ямов, если лженовичка уличат в неправде, сумма страховки для него повысится на 55%, однако и он не верит, что в ближайшее время система контроля сможет реально работать.

К тому же не все страховщики горят желанием участвовать в ведении базы. Как считает заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов, страховые компании не будут торопиться «сбрасывать» в общую базу информацию о застрахованных автовладельцах, то есть делиться корпоративной тайной. «То, что сегодня передано в базу данных, завтра появится на Митинском рынке», – считает Иванов. По его словам, система «бонус-малус» реально будет работать только в части скидок, поэтому «РЕСО-Гарантия» относится к внедрению системы крайне скептически. С этим не согласен глава Департамента наземного транспорта «Страхового дома ВСК» Владимир Антипов, который считает, что информация о выплатах за предыдущий страховой год не является корпоративной тайной. «Данные не содержат адреса, контактных телефонов и каких-либо других сведений, располагая которыми компании-конкуренты смогут переманивать чужих клиентов, – считает Антипов. – Поэтому создание единой базы данных вполне реально, и ее внедрение мы ожидаем уже в августе нынешнего года». В «Росгосстрахе» тоже считают, что у компаний не будет проблем с получением нужной информации, и утверждают, что единая база данных находится «в состоянии запуска». Электронный справочник для страховых агентов будет частью информационной системы «Спектр», которая должна помочь в борьбе с мошенничеством в сфере страхования автомобилей. Однако Владимир Антипов из «Страхового дома ВСК» считает, что электронную базу отладят не раньше чем через два-три года. Из-за несовершенства в законах и правилах существуют и другие способы избежать штрафных санкций. Например, «страховая история» обновляется, и коэффициенты по «бонус-малус» не применяются, как только «аварийный» водитель меняет автомобиль или регистрирует его на другого члена семьи. К тому же многие страховщики пока не знают, как применять надбавки, если виновника ДТП не вносят в полис при продлении договора. Такое происходит при передаче машины по генеральной доверенности.