Концерн Volkswagen откажется от бюджетных моделей из-за Евро-7

Родственные модели Volkswagen Polo, Skoda Fabia и Audi A1 отправят в отставку из-за больших затрат на адаптацию маленьких моторов под новый экостандарт
Кирилл Кадощук

Вся европейская автоиндустрия готовится к вступлению в силу новых ограничений по нормам выбросов CO2 экологического стандарта Евро-7. Его разработка ведется уже несколько лет, однако официальные целевые показатели выбросов для автопроизводителей пока не опубликованы. Новый стандарт должен стать одним из последних ужесточений для двигателей внутреннего сгорания, которые в Европе будут постепенно запрещать — в 2030 году продажи машин с такими моторами без какой-либо электрификации планируют запретить, а в 2035-м ДВС будут запрещены даже в составе гибридных силовых установок.

Но производство электромобилей, как правило, обходится заметно дороже, чем выпуск классических бензиновых машин аналогичного класса. А теперь ситуацию для бензиновых моделей осложняет Евро-7, особенно в сегменте бюджетных автомобилей — глава бренда Volkswagen заявлял, что европейский Polo следующего поколения даже без перехода на электротягу окажется сразу на пять тысяч евро дороже своего предшественника из-за адаптации линейки маленьких турбомоторов под новые требования.

Volkswagen Polo GTI
Источник: Volkswagen

При этом в Еврокомиссии заявляют, что для автопроизводителей стоимость производства одного автомобиля якобы вырастет только на 304 евро. Кому верить? Не забывайте, что каждый автопроизводитель проводит расчеты самостоятельно, исходя из плановых объемов производства, затрат на разработку новых платформ (и адаптацию старых), логистику и сертификацию, не говоря обо всех остальных тонкостях, с которыми ему приходится сталкиваться при создании новых моделей.

Словом, ради снижения объема выбросов по всей гамме моделей подразделениям концерна Volkswagen придется работать со всей существующей линейкой машин — и больнее всего это ударит по бюджетным моделям, с продаж которых автопроизводители и так получают самую скромную прибыль. Старенький Volkswagen up! снимут с производства через год, и чуть более крупный Polo его переживет. Но, увы, ненадолго.

Если учесть, что невысокая стартовая цена всегда была главным козырем младших моделей в линейке Volkswagen, то разработку Polo следующего поколения могут свернуть. И эта угроза, похоже, становится все более реальной, ведь она нависла в том числе и над соплатформенными моделями — Skoda Fabia, Seat Ibiza и Audi A1.

Skoda Fabia Monte Carlo
Seat Ibiza Xcellence
Audi A1 citycarver

Впрочем, A1 давно был на грани вымирания: в компании Audi уже делились планами на будущее своей младшей модели, которая не получит наследника, оставив Audi A3 на роли входного билета в гамму бренда. А вот в линейке чешского бренда пятидверку Fabia хотели сохранить, причем еще не так давно к хэтчбеку должен был присоединиться и универсал. Но выход удлиненной модификации руководители бренда Skoda уже отменили, а теперь еще и хэтчбек рискует исчезнуть из модельной гаммы. Причины все те же — огромная стоимость разработки из-за норм Евро-7 и, как следствие, экономическая нецелесообразность проекта.

Даже со стартовой ценой на уровне 15 тысяч евро продажи «Фабии» в Европе и так упали со 177 тысяч машин в 2017 году ниже 90 тысяч машин в 2022-м. А за условные 20 тысяч евро базовая Fabia будет пользоваться еще более скромным спросом. Удержать цены на субкомпактные модели B-сегмента будет попросту невозможно — об этом напрямую заявил глава бренда Skoda, рассказывая о возможных последствиях вступления в силу стандарта Евро-7.

Представители испанского бренда Seat от комментариев пока воздерживаются, но нет серьезных оснований полагать, что маленькая Ibiza сохранит свое присутствие на рынке после отставки родственных моделей.

Жизненный цикл соплатформенников Polo, Fabia, Ibiza и A1 нынешних поколений подойдет к концу примерно через пару лет — как раз тогда правила Евро-7 для автопроизводителей и начнут действовать. Чувствуете, как сгущаются краски? В компании Audi уже отказались от A1, Volkswagen намекает на прибавку к стоимости Polo, глава бренда Skoda сетует на критически низкий спрос из-за подорожания… Да и в целом продажи автомобилей B-сегмента в Европе год от года снижаются на 10−15%.

Так что европейский Volkswagen Polo и его разновидности, по всей видимости, скоро уйдут в историю. Даже более крупный Volkswagen Golf восьмого поколения может остаться без прямого наследника, хотя еще пару лет назад в компании обещали, что история модели продолжится как минимум еще на одно поколение — с новыми вводными «девятый» Golf выживет разве что в формате гибрида.

Причем Евро-7 рискует уничтожить практически весь европейский B-сегмент — похожие опасения ранее высказывали представители компаний Toyota и Kia (в этом классе у них выступают модели Yaris и Rio), а Ford уже совсем скоро завершит производство модели Fiesta после 47 лет выпуска.