Если раньше самой ненадежной системой защиты автомобиля считался бесключевой доступ, то сейчас найден другой способ взламывания любой охранной системы. Как работают преступники и как от них защитить свой автомобиль?
Подключение к CAN-шине
До сих пор преступники старались отследить владельца ключа, чтобы с помощью ретрансляторов передавать сигнал от брелока к приемному устройству автомобиля. Нередко усилители сигнала переносили к двери квартиры владельца, пытались обнаружить радиоизлучение ключа, лежащего в коридоре, чтобы передать сигнал подельникам, которые затем открывали двери машины, заводили мотор и угоняли транспортное средство.
Однако сейчас обнаружена уязвимость электронного оборудования автомобиля, которая позволяет преступникам совершить угон без столь сложных действий.
Как пишет издание bfm.ru со ссылкой на эксперта «Авторевю» Константина Сорокина, новая схема угона предполагает подключение к CAN-шине автомобиля для прямой связи с электронными блоками управления (ЭБУ).
Электронные контроллеры используются для управления множеством технических устройств в машине, таких как стеклоочистители, тормозная система, фары, система зажигания
Злоумышленники ищут разъемы этого подключения и находят их в самых неожиданных местах. К примеру, умные адаптивные фары с электронным управлением тоже подключены к CAN-шине и имеют универсальный разъем, через который осуществляется связь с центральным ЭБУ.
Угонщики отстегивают бампер, вытаскивают жгуты фары и подключают оборудование для управления ЭБУ. В некоторых случаях угонщики просверливают отверстие в крыле машины и получают доступ к разъемам. Правда, для этого необходимо точно знать, где они расположены.
Преступники подключают «жучок» к электронной шине и передают команды в общую сеть автомобиля для конкретного узла, и тот выполняет эту команду. В данном случае снимается блокировка дверей и запускается двигатель.
Чтобы защитить автомобиль, необходимо устанавливать новые системы охраны, которые прописывают в памяти количество «легальных» блоков автомобиля и блокируют работу новых устройств, которые несанкционированно присоединяются к CAN-шине.
Подмена ключа на муляж
Существуют и другие схемы угона. Преступники просматривают объявления по продаже автомобилей и приходят на встречу с продавцом под видом покупателей. Владелец машины в этом случае сам рассказывает «гостям» об установленных противоугонных системах в машине и о секретных кнопках отключения сигнализации, если они есть. При этом он же позволяет сесть в салон и провести небольшой тест-драйв. Иногда преступники даже просят показать два ключа от автомобиля под предлогом оценки их сохранности. Затем они незаметно меняют ключ на муляж и быстро уезжают. Владелец машины не замечает подмены. Между тем угонщики отслеживают место парковки машины, открывают ее украденным ключом и совершают угон.
В некоторых случаях преступники стараются изготовить дубликат ключа. Под видом комплексной диагностики они предлагают приехать в гаражи или на станцию технического обслуживания. Во время диагностики они успевают снять с ключа сигналы радиометок с помощью специального оборудования.
Через некоторое время преступники находят автомобиль и с помощью изготовленного дубликата ключа с прописанной заново кодировкой открывают замки, снимают защиту и уезжают.
В этом случае очень важно всегда держать ключи от автомобиля при себе. Дома ключи не рекомендуется класть на полочку у двери. Их лучше убирать подальше в стол или даже хранить в металлической экранированной коробке.
Какие машины воруют чаще всего?
По данным страховых компаний, большой популярностью у угонщиков пользуются следующие марки и модели автомобилей: Hyundai Santa Fe и Tucson, Kia Sorento и Sportage, Toyota Camry и Land Cruiser Prado. Также в статистике фигурируют BMW 730, BMW M5, Nissan Almera, Mazda CX-5, Audi А6. Одной из основных причин популярности корейских и японских машин стали их ненадежные системы бесключевого доступа, а также высокая ликвидность на рынке.