Как правильно пользоваться платными дорогами

Рассказываем, на что стоит обратить внимание при езде по платным трассам

Платные дороги в России появились относительно недавно. При сильной загруженности дорог у многих водителей появилась возможность выбрать альтернативный путь, свободный от заторов. Между тем, современные платные магистрали имеют ряд особенностей, которые требуют внимательного отношения. Как же правильно пользоваться платными дорогами и не переплачивать лишнего?

Где должны строиться платные дороги?

Первый закон о платных дорогах был принят в России еще в 1992 году. Тогда вышел президентский указ «о строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». В этом документы были изложены основные принципы, по которым в дальнейшем должны были работать государственные органы, заключающие концессионные договоры с коммерческими структурами перед началом возведения платных магистралей.

Позднее появились дополнения, в которых отдельно прописывались условия коммерческого использования дорог. Там указывалось, что эксплуатация платной магистрали возможна только в том случае, если рядом с ней есть бесплатный дублер. Тем самым, автомобилист может выбрать по какой трассе ему ехать до места назначения — по платной или по бесплатной.

Платная дорога
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

В 2007 году вступил в действие новый закон, который объединил в себе многие наработки предыдущего периода и наиболее эффективные положения европейского законодательства в области дорожного строительства. В 2010 году правительство выпустило постановление № 18, закрепляющее правила пользования платными магистралями. Там в частности сказано, что, «въезжая на платную дорогу, водитель заключает договор с оператором на ее использо­вание. А тот, в свою очередь, при наличии возможности проезда, не имеет права отказать автовладельцу в такой услуге».

В соответствие с законом «О защите прав потребителей» навязывать платные услуги гражданам не допускается. Таким образом, при поездках по скоростным платным дорогам водитель имеет возможность в течение короткого времени покинуть магистраль и продолжить движение по бесплатной сети шоссе и междугородних трасс.

Но есть и исключения. В 2019 году в законодательство внесли очередную поправку, допускающую строить безальтернативные платные дороги в регионах Крайнего Севера, но и в этом случае присутствует ряд ограничений. Платная дорога должна проходить вне населенных пунктов, а плата за проезд по ней должна собираться только с грузовых автомобилей. Личный транспорт может ездить по таким дорогам бесплатно.

Такое же правило было распространено и на платные эстакады, мосты и путепроводы. К примеру, оно действует в отношении самого длинного и дорогого моста в России через Керченский пролив, а именно Крымского моста. 19-километровый мост начинается на Таманском полуострове, проходит по 5-километровой дамбе и острову Тузла, пересекает пролив и выходит на Керченский полуостров.

Зачем нужны платные дороги?

Главное назначение платных дорог это скорость передвижения. Если альтернативный путь зачастую состоит из нескольких участков старых шоссе, которые проходят по населенным пунктам и где действуют скоростные ограничения, то современная магистраль строится на свободных землях с учетом требований скоростного движения. В итоге, даже при большей протяженности дороги, время пути из одного пункта в другой значительно сокращается. К примеру, самая знаменитая платная магистраль в России — трасса М11 Москва — Санкт-Петербург позволяет сэкономить несколько часов в пути. Если по старой дороге, которая проходит через череду поселков и городов, путь может занять 11−12 часов, то новая магистраль позволяет доехать из одной столицы в другую за 6 часов.

110 км\ч
Источник: legion-media.ru

На всех платных участках разрешенная максимальная скорость ограничивается 110 или 130 км/ч.

Не удивительно, что участки платных дорог появляются с впечатляющей быстротой. В московской области заработал ЦКАД, платные дороги строятся в Казань и далее в Казахстан и Китай. Идут платники на юг и на Запад. Причем каждая дорога имеет свои особенности, скоростные ограничения и системы оплаты. Как же ими правильно пользоваться?

Как начисляется плата за проезд по платной дороге?

Платные дороги позволяют улучшить транспортную ситуацию в целых регионах, таких, как Московская область, Санкт-Петербург, Тверь и прочие. По закону платные дороги могут быть региональными, федеральными, муниципальными или даже районными. Но так как на местах денег на возведение платных участков не хватает, многие платные магистрали имеют статус федеральных и находятся в подчинении ГК «Автодор».

На каждой дороге применяется своя сложная тарифная сетка, а размер оплаты зависит от участков магистрали и их загрузки.

Стоимость проезда километра на платной магистрали регулируется государством. Машины специаль­ных служб, почтовые автомобили и общественный городской транспорт ездит по магистралям бесплатно. Исключение составляют междугородние автобусы и такси. Для остальных категорий транспорта стоимость километра пути, рассчитывается в зависимости от категории автомобиля. Она прописана в Постанов­лении № 47 от 30.01.2016 и корректируется в зависимости от роста цен на потребительские услуги.

slide image for gallery: 25845 | Москва-Питер 04
Источник: Авто Mail.ru

Какие категории транспорта используются для начисления оплаты?

Категории транспорта указаны на сайте ГК «Автодор».

  1. К первой категории относится транспорт высотой не более 2 метров и имеющий две и более колесных осей. К этой категории относятся легковые автомобили, в том числе и с легкими прицепами, а также многоцелевые ТС и мотоциклы.
  2. Вторая категория включает транспорт высотой от 2 до 2,6 метра с двумя и более осями. К ним относятся легкие коммерческие автомобили, крупные грузовые пикапы и легковые прицепы и трейлеры длиной более 2 метров.
  3. Третья категория включает автомобили высотой более 2,6 м с двумя и более осями. Это могут быть грузовики, фургоны и автобусы.
  4. К четвертой категории относят транспорт высотой более 2,6 м с тремя и более осями. Это магистральные тягачи с прицепами, автобусы, спецтехника, среднетоннажные грузовики и прочая крупная техника.

При этом багаж, перевозимый на крыше и на задней двери транспортных средств первой и второй категории, в расчет габаритной высоты не включается.

Определение категории и тарификация транспортного средства происходят непосредственно на пункте проезда. На тех дорогах, на которых действует автоматическая система оплаты, габариты определяются в автоматическом режиме с помощью программного обеспечения.

Когда действует льготный проезд по платным магистралям?

Тарифы действуют не постоянно, а в зависимости от участка трассы, времени суток и дня недели. Так, в выходные или праздничные дни проезд оказывается дешевле, чем в будни.

Основные тарифы действуют:

  • С понедельника по четверг включительно, за исключением выходных, нерабочих праздничных дней, предпраздничных, и им предшествующих.
  • С пятницы по воскресенье включительно действуют скидки на проезд.

Согласно статье 112 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни на 2023 год определены на 1—8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня, 4 ноября. Прочие: 22 февраля, 7 марта, 8 мая, 6 ноября.

Какие есть крупные платные магистрали в России?

М-1 «Беларусь»

М-1 «Беларусь»

Дорога протяженностью 456 км берет начало на пересечении Можайского шоссе и МКАД и идет до государственной границы с Республикой Беларусь. На трассе есть несколько платных участков общей протяженностью — 52 км. Ограничение скорости — 110 км/ч.

М-3 «Украина»

М-3 «Украина»

Трасса длиной 510 км является одной из старейших дорог в России и формировалась изначально, как шоссе Москва-Севск. Сейчас трасса реконструирована и имеет несколько платных участков общей длиной 70 км. Ограничение скорости — 110 км/ч.

М-4 «Дон»

М-4 «Дон»

Дорога от Москвы до Новороссийска протяженностью 1542 км является одной из самых загруженных трасс. На ней организовано множество платных участков, общей протяженностью 915 км. Ограничение скорости — 110 км/ч.

М-11 «Нева»

М-11 «Нева»

Автомагистраль от Москвы до Санкт-Петербурга длиной 669 км является самой известной и удобной дорогой России. Протяженность платных участков достигает 607 км. Ограничение скорости — 130 км/ч.

М-12 Москва — Казань

М-12 Москва — Казань

Скоростная автомобильная дорога М-12 «Восток» еще не достроена. Она является частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Длина магистрали должна достичь 811 км, но сейчас функционирует лишь небольшой платный участок длиной 47 км. Введение дороги в строй планируется в конце 2023 года. Автодорога позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью с 12 до 6,5 часов. Ограничение скорости составляет 110 км/ч.

ЦКАД

А-113 ЦКАД

Центральная кольцевая автодорога (А-113 «ЦКАД») протяженностью 336 км это один из самых масштабных проектов в области дорожной инфраструктуры в Московском регионе. Она призвана перераспределить транзитный трафик из Санкт-Петербурга на Нижний Новгород, минуя Москву. Протяженность платных участков трассы достигает 226 км.

Какие тарифы действуют на платных трассах?

На начало 2023 года установлены следующие тарифы для некоторых участков платных трасс:

М-1 «Беларусь»

С 33 по 66 км автомагистрали установлена плата за проезд:

  • Для первой категории ТС — 140 рублей;
  • Для второй категории ТС — 170 рублей;
  • Для третьей категории ТС — 220 рублей;
  • Для четвертой категории ТС — 370 рублей.

М-3 «Украина»

С 124 по 194 км автомагистрали установлена плата за проезд:

  • Для первой категории ТС — 200−260 рублей в зависимости от формы оплаты;
  • Для второй категории ТС — 280 рублей;
  • Для третьей категории ТС — 345 рублей;
  • Для четвертой категории ТС — 715 рублей.

М-4 «Дон»

Общая стоимость проезда по всем платным участкам с 21 по 1319 км автомагистрали:

  • Для первой категории ТС — 2855 — 3510 рублей в зависимости от формы оплаты;
  • Для второй категории ТС — 3825 рублей;
  • Для третьей категории ТС — 4605 рублей;
  • Для четвертой категории ТС — 8490 рублей.

М-11 «Нева»

Общая стоимость проезда по всем платным участкам автомагистрали:

  • Для первой категории ТС — 2390 — 3510 рублей (с транспондером T-pass скидка до 15%);
  • Для второй категории ТС — 2830 рублей;
  • Для третьей категории ТС — 3660 рублей;
  • Для четвертой категории ТС — 5110 рублей.

М-12 Москва — Казань

Стоимость проезда по платному участку трассы Петушки — Гусь-Хрустальный:

  • Для первой категории ТС — 375 рублей;
  • Для второй категории ТС — 562 рублей;
  • Для третьей категории ТС — 750 рублей;
  • Для четвертой категории ТС — 1188 рублей.

А-113 ЦКАД

Стоимость проезда по платным участкам трассы от ЦКАД 5 до М10 «Россия»:

  • Для первой категории ТС — 1565 рублей;
  • Для второй категории ТС — 2349 рублей;
  • Для третьей категории ТС — 3135 рублей;
  • Для четвертой категории ТС — 5005 рублей.

Узнать точную стоимость проезда по различным участкам платных федеральных трасс можно на сайте управляющей организации ГК «Автотор».

Есть несколько региональных платных дорог, которые эксплуатируются местными операторами.

Самая крупная и известная региональная дорога — это Западный скоростной диаметр ЗСД в Санкт-Петербурге. Проезд по всем пяти зонам ЗСД общей протяженностью 46,6 км для легковых машин стоит 500 рублей.

Четыре платные дороги общей длиной около 230 км действуют в Псковской области. К примеру, проезд от Старого Изборска до границы с Эстонией стоит 300 рублей, от города Остров до границы с Латвией — 150 рублей, дорога от Ольши до Невеля стоит 200 рублей.

Как работают системы оплаты проезда?

В России, как и в европейских странах используются две системы оплаты проезда: закрытая и открытая.

1. Закрытая система оплаты

Платная дорога
Источник: legion-media

Закрытая система оплаты проезда по платным магистралям подразумевает фиксированную оплату за пройденные километры. Оплата за проезд платных участков автомагистралей производится при выезде с дороги.

Для этого водитель на специально оборудованном пункте берет талон перед въездом на платную магистраль и следует до места назначения. Затем на выезде с дороги он проезжает через пункты оплаты, где вставляет талон в терминал автоматической оплаты или передает его оператору в кабинке. Затем идет расчет количества пройденных километров и стоимости пути. Водитель оплачивает проезд наличными деньгами или банковской карточкой. После оплаты шлагбаум откроется, и можно будет двигаться дальше.

2. Открытая система оплаты

Открытая система взимания денег за проезд по платным магистралям чаще всего устанавливается на продолжительных участках, где нет альтернативных дорог. Такую магистраль покинуть на автомобиле невозможно, потому как на ней не предусмотрены съезды и въезды. К примеру, открытая система работает на платных мостах и эстакадах, а также на магистралях вне населенных пунктов. При въезде на дорогу водитель платит сразу фиксированную сумму за весь платный участок. Съезд с дороги при этом свободный. Тем самым, пункт оплаты на открытой дороге только один.

3. Free-Flow

slide image for gallery: 27208 | Презентация прототипа первой в России системы взимания платы «свободный поток» (Free Flow) на ЦКАД

В последнее время активно внедряется новая схема оплаты проезда под названием Free-Flow «Свободный поток». Впервые в России система Free-Flow была применена для взимания платы на ЦКАД.

Эта система предполагает свободный въезд и выезд с дороги, а сумма к оплате начисляется с помощью камер видеонаблюдения. Дорожные оптические комплексы фиксируют регистрационный номер автомобиля, программа определяет тип транспортного средства и количество пройденных участков. Затем система в автоматическом режиме начисляет сумму к оплате.

Водителю необходимо зайти на сайт организации, обслуживающей дорогу, ввести в специальное поле номер автомобиля и оплатить счет через электронную систему с помощью банковской карты.

4. Абонемент

Абонемент для проезда по платным дорогам очень похож на проездной для общественного транспорта и действует только для физических лиц. Водитель заранее оплачивает фиксированное количество поездок через платные участки дорог. За это предоставляется скидка, которая зависит от условий, определенных операторами. Чаще всего скидка составляет 10−15%.

Удобнее всего оформить абонементы для использования через специальные технические приборы — транспондеры T-pass. Они представляют собой устройство, реагирующее на направленный радиосигнал и передающее уникальный код, который считывается электронной системой на пунктах оплаты проезда.

Этот код привязывается к владельцу транспондера и к его банковскому счету, с которого осуществляется списание средств. Для списания поездок необходимо на пункте взимания платы проехать через ворота с желтой надписью T-pass. При этом, на каждом платном участке, на котором применена абонементная система, необходим свой абонемент. Действие абонемента прекращается после израсходования количества поездок или истечения его срока.

Узнать точную стоимость абонемента для различных участков платных трасс можно на сайте ГУ «Автотора».

Бесконтактная система

Транспондер
Источник: Авто Mail.ru

Транспондеры можно использовать не только для оплаты абонементов. Эти приборы могут применяться для дистанционной платы проезда по всем платным дорогам. Для этого на счет владельца кладется необходимая сумма, а транспондер при проезде через пункты оплаты позволит списывать деньги в автоматическом режиме. Причем такая система оплаты может применяться на дорогах, оборудованных открытыми и закрытыми пунктами оплаты. Действуют транспондеры и на дорогах с Free-Flow.

Система T-pass установлена на пунктах взимания платы автомобильных дорог М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-11 «Нева» и М-3 «Украина». Воспользоваться ей могут владельцы транспортных средств 1 и 2 категории.

На платных дорогах под управлением ГК «Автодор» скидка при использовании транспондера в некоторых случаях достигает 15%. Однако бывают ситуации, когда скидка отменяется или переносится на ночное время.

Продают транспондеры четыре крупные компании, осуществляющие управление платными автомобильными дорогами. Это «Автодор», «Северо-Западная концессионная компания», «Новое качество дорог» и «Магистраль северной столицы». Транспондер стоит около 3000 рублей.

Ошибки при проезде пункта оплаты

Как и всякая техническая система, автоматические пункты оплаты имеют свои слабые места. К примеру, при проезде ворот с терминалами T-pass необходимо держаться подальше от попутных машин. Дистанция должна быть минимум 15 метров, чтобы сигналами своего транспондера не перебивать систему считывания. Если прижаться к попутному автомобилю вплотную, то есть риск, что плата за проезд чужого автомобиля спишется с вашего транспондера. В этом случае шлагбаум перед вашим автомобилем не откроется и придется сдавать назад, чтобы решить проблему с помощью оператора. Придется заплатить повторно наличными за проезд через обычные терминалы.

Кроме того, если на крыше перевозится крупногабаритный груз, то программа, определяющая габариты транспортного средства, может неправильно определить высоту кузова и начислить плату за проезд по другой категории. В этом случае со счета спишется заметно больше денег.

Платная дорога
Источник: legion-media.ru

Что будет, если не заплатить за проезд по платной магистрали?

До недавнего времени не существовало статей КоАП РФ, предусматривающих прямые штрафы за неоплаченный проезд по платным магистралям. Бороться с нарушителями предполагалось с помощью шлагбаумов. Однако с введением новых систем контроля этот принцип уходит в прошлое. С появлением системы Free-Flow автомобили могут проезжать на платные трассы свободно. Поэтому потребовалось введения поправок в действующее законодательство, чтобы обеспечить своевременный сбор платежей.

В кодекс об административных правонарушениях была введена статья 12.21.4., которая определяет наказание за «неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам». Если водитель не заплатил за проезд в течение 20 дней, то на него могут наложить штраф в размере 1500 рублей. Владельцев грузовиков штрафуют уже на 5000 рублей.